ИННОВАЦИИ В ТЭК проект Минэнерго России Личный кабинет

Карточка проекта

Проект «Новый порт»

Инициатор

ПАО "Газпром Нефть"

Контактная информация

+7(812)363-3152

http://www.gazprom-neft.ru

Сроки

01.01.2010 - 31.12.2040

Описание проекта

Новопортовское — первое месторождение углеводородов, открытое на полуострове Ямал. Наличие здесь значительных запасов нефти и газа было доказано еще в 1964 году, однако отсутствие транспортной инфраструктуры, а также сложная геология долгое время оставались непреодолимыми препятствиями для начала полномасштабной разработки Новопортовского.

К 1987 году на месторождении было пробурено 117 разведочных скважин, однако в активную фазу проект освоения актива вступил лишь после 2010 года, когда «Газпром» принял решение о его передаче «Газпром нефти». Сегодня оператором проекта выступает ООО «Газпромнефть-Ямал».

Технологии добычи

Наличие низкопроницаемых коллекторов, многочисленные тектонические нарушения, приводящие к высокой расчлененности залежей, мощная газовая шапка обуславливают сложность разработки запасов Новопортовского месторождения.

Необходимой эффективности добычи высококачественной малосернистой ямальской нефти «Газпром нефть» достигает за счет использования современных технологий: строительства горизонтальных и многоствольных скважин, проведения многостадийного гидроразрыва пласта.

В 2016 году «Газпромнефть-Ямал» продлил право пользования недрами Новопортовского до 2150 года. Это самый продолжительный срок действия лицензии в портфеле активов «Газпром нефти».











Транспортировка нефти

Задачу вывоза нефти с месторождения специалисты «Газпром нефти» решили, разработав совместно с учеными Крыловского государственного научного центра кораблестроения и морской техники маршрут круглогодичной транспортировки сырья танкерами при поддержке атомных ледоколов.

Реализуемость этого проекта компания подтвердила в 2011 году, совершив опытную проводку атомного ледокола через льды мелководной Обской губы из порта Сабетта (северо-восток полуострова Ямал) до Мыса Каменного.

Первая нефть сорта Novy Port отправилась европейским потребителям по Северному морскому пути летом 2014 года, а в 2015-м начались зимние отгрузки.



Поставки сырья с Нового Порта именно в Северную Европу оптимальны практически по всем параметрам: это географически самый близкий к месторождению импортозависимый регион, к тому же специализирующийся на переработке легких малосернистых нефтей, как раз таких как Novy Port.

Для обслуживания проекта «Новый порт» создается специальный флот. В 2017 завершено строительство шести собственных танкеров в арктическом исполнении, способных преодолевать льды толщиной до 1,8 м, осадкой 9 м, грузоподъемностью около 35 тыс. тонн и оборудованных носовыми погрузочными устройствами для загрузки сырья с башенного терминала.

Перевалочная инфраструктура

Отгрузка нефти на танкеры ведется с нефтеналивного терминала «Ворота Арктики». Из-за мелководья в прибрежной зоне и постоянных наносных течений разместить терминал на берегу оказалось невозможно. В итоге выбор был сделан в пользу выносного причального устройства — в 3,5 км от берега, где можно безопасно загружать крупнотоннажные танкеры.

С берегом терминал соединяют комбинированный питающий и оптоволоконный кабель систем автоматизации и трубопровод для подачи нефти. Для поддержания заданной температуры сырья он спроектирован в виде двух утепленных трубопроводов, по которым в период между отгрузками циркулирует подогретая нефть.







Ворота Арктики» — уникальное техническое сооружение высотой более 80 м, рассчитано на работу в круглогодичном режиме в экстремальных природно-климатических условиях: температура в регионе опускается ниже -50 градусов по Цельсию, толщина льда может превышать 2 м.

Объект оснащен двухуровневой системой противоаварийной защиты и отвечает самым жестким требованиям в области промышленной безопасности и охраны окружающей среды. Технология «нулевого сброса» исключает попадание любых посторонних веществ в акваторию Обской губы.

Нефть с месторождения к пункту сбора на побережье Обской губы и далее — к терминалу, поступает по нефтепроводу протяженностью более 100 км. Инфраструктура, созданная на месторождении и на берегу Обской губы, позволяет осуществлять перевалку до 8,5 млн тонн нефти в год.

Газовая инфраструктура

На площадке Новопортовского месторождения создается масштабная газовая инфраструктура, которая позволит максимально эффективно использовать ресурсную базу Новопортовского и прилегающих лицензионных участков: Южно-Каменомысского, Южно-Новопортовского, Ростовцевского, Сурового.

В рамках проекта планируется увеличить мощность установки комплексной подготовки газа (УКПГ) до 20 млрд кубометров в год, построить газопровод длинной 116 км для транспортировки сухого товарного газа, а также газопровод в село Новый Порт. Часть газа будет проходить подготовку на УКПГ, после чего доставляться в систему магистральных газопроводов, а часть — закачиваться в пласт.

В 2017 году начались пусконаладочные работы на первом пусковом комплексе УКПГ мощностью 3,6 млрд м3 в год, началась закачка газа в пласт и введена в эксплуатацию газотурбинная электростанция, топливом для которой служит попутный нефтяной газ.



Источник: http://www.gazprom-neft.ru/company/business/exploration-and-production/new-projects/new-port/