ИННОВАЦИИ В ТЭК проект Минэнерго России Личный кабинет

Карточка проекта

Приразломное месторождение — первый проект добычи нефти на арктическом шельфе, реализованный в России.

Инициатор

ПАО "Газпром Нефть"

Контактная информация

8 800 700 3152
http://www.gazprom-neft.ru

Сроки

01.01.2013 - 31.07.2049

Описание проекта

История

Шельф, а тем более арктический шельф — одна из самых сложных для освоения территорий, поэтому целенаправленные поисково-разведочные работы здесь начались лишь в конце 1970-х годов. Приразломная структура в Печорском море была выявлена в 1977 году и за последующее десятилетие подготовлена к глубокому бурению. В 1989 году специалисты объединения «Арктикморнефтегазразведка», проводившие разведочное бурение, подтвердили наличие здесь промышленных запасов нефти, а к 1991 году была сформирована геологическая модель Приразломного месторождения.

Для разработки месторождения на производственном объединении «Севмаш» в Северодвинске была построена специальная морская ледостойкая стационарная платформа (МЛСП), которая в 2011-м была доставлена в Печорское море и заняла свое место в 60 км от берега. Добычу нефти на Приразломном «Газпром нефть шельф» — дочернее общество «Газпром нефти» — начал в декабре 2013 года, а спустя еще пять месяцев, в апреле 2014 года, первая партия арктической нефти сорта ARCO отправилась к европейским потребителям.

Технологии добычи

Приразломное — единственное месторождение в Арктике, разрабатываемое в условиях замерзающего моря. Ледяной покров здесь сохраняется в течение 7 месяцев, высота торосов достигает 2 м. МЛСП «Приразломная», созданная для реализации проекта, приспособлена к работе в таких условиях и рассчитана на максимальные прогнозные ледовые нагрузки, которым может подвергнуться. Она обеспечивает выполнение всех технологических операций: бурение скважин, добычу, подготовку, хранение, отгрузку нефти на танкеры, выработку тепловой и электрической энергии.

Жилой модуль платформы рассчитан на круглогодичное проживание до 200 человек. Благодаря небольшим глубинам (19,2 м) сооружение, размером с два футбольных поля (126×126 м) и весом 500 тыс. тонн, установлено прямо на морском дне и укреплено защитной щебне-каменной бермой объемом свыше 45 тыс. куб. м и весом 120 тыс. тонн. За счет этого куст эксплуатационных скважин не имеет непосредственного контакта с водной средой.











Весь эксплуатационный фонд платформы составляют горизонтальные скважины. Всего же к 2023 году планируется пробурить 32 скважины — 19 добывающих, 12 нагнетательных и одну поглощающую. 11 наклонно направленных скважин будут иметь глубину более 6 тыс. м по стволу, с горизонтальными участками до 1 тыс. м и со смещением от центра скважин до 4 тыс. м.

Риск фонтанного выброса нефти при бурении и эксплуатации скважин сведен к минимуму за счет установки двойной системы защиты: клапана-отсекателя и дублирующего гидравлического клапана, входящего в состав фонтанной арматуры. Это уникальное оборудование было специально разработано для условий Приразломного нефтяного месторождения и учитывает специфику и особые требования к проведению работ именно в этом регионе.



Хранение и отгрузка

Танки для хранения добытой нефти расположены в нижней части платформы — кессоне. Для большей устойчивости к коррозии и износу его стены выполнены из четырехсантиметрового слоя плакированной стали, трехметровое пространство между стенами заполнено сверхпрочным бетоном. Конструкция кессонной части устроена так, что способна выдержать прямую торпедную атаку.

Опасность взрыва устраняется за счет «мокрого» способа хранения, который исключает попадание кислорода в нефтехранилище. Балластная вода, используемая при «мокром» хранении, поддерживает постоянное давление в танке с нефтью, обеспечивая таким образом не только 100-процентную заполняемость резервуара, но и подпор насосам, задействованным при отгрузке.










Перекачка нефти из нефтехранилища платформы на танкеры происходит с помощью двух комплексов устройств прямой отгрузки нефти (КУПОН). Для предотвращения разлива нефти в процессе перекачки отгрузочная линия оснащена системой аварийной остановки, позволяющей прекратить подачу сырья в течение 7 секунд.

Перед началом отгрузочных операций челночные танкеры, оборудованные носовой загрузочной системой, осуществляют бесконтактную швартовку. Удерживать танкер на месте, несмотря на ветер и волны, позволяет система динамического позиционирования.

Нефтеналивные танкеры усиленного ледового класса с двойным корпусом и дедвейтом (допустимой массой груза) 70 тыс. тонн — «Михаил Ульянов» и «Кирилл Лавров» — были созданы специально для работы на Приразломном.




Экологическая безопасность

Для обеспечения безопасности, рядом с платформой несут постоянное аварийное дежурство специализированные ледокольные суда, оборудованные новейшими нефтесборными комплексами. Кроме того, на берегу, в районе поселка Варандей размещено оборудование для ликвидации разливов нефти, которое позволяет защитить береговую линию.

В рамках подробного плана предупреждения и ликвидации возможных разливов нефти (ЛРН), рассмотрены различные сценарии рисков, произведен расчет сил и средств для формирования аварийных подразделений, организованы и оснащены собственные профессиональные формирования по локализации и ликвидации возможных разливов, организовано взаимодействие с государственными профессиональными формированиями.

Источник: http://www.gazprom-neft.ru/company/business/exploration-and-production/new-projects/prirazlomnoe/