ИННОВАЦИИ В ТЭК проект Минэнерго России Личный кабинет

Распоряжение Президента Российской Федерации от 17.12.2009 № 861-рп

  Р А С П О Р Я Ж Е Н И Е

                  ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


           О Климатической доктрине Российской Федерации

     В целях осуществления скоординированных действий, направленных
на  обеспечение  безопасного  и  устойчивого  развития   Российской
Федерации в условиях изменяющегося климата:
     1. Утвердить  прилагаемую  Климатическую  доктрину  Российской
Федерации.
     2. Правительству   Российской   Федерации    при    проведении
государственной   политики   Российской   Федерации   по  вопросам,
связанным с возможным глобальным и региональным изменением  климата
и  его  последствиями,  руководствоваться положениями Климатической
доктрины Российской Федерации.


     Президент Российской Федерации                      Д.Медведев

     17 декабря 2009 года
     N 861-рп
     ____________________



     УТВЕРЖДЕНА
     распоряжением Президента
     Российской Федерации
     от 17 декабря 2009 г.
     N 861-рп


            Климатическая доктрина Российской Федерации

     Изменение климата является одной  из  важнейших  международных
проблем  XXI  века,  которая  выходит  за  рамки научной проблемы и
представляет   собой   комплексную   междисциплинарную    проблему,
охватывающую  экологические,  экономические  и  социальные  аспекты
устойчивого развития Российской Федерации.
     Особенную обеспокоенность   вызывает   беспрецедентно  высокая
скорость глобального потепления,  наблюдаемая в  течение  последних
десятилетий.  Современная  наука  предоставляет  все  более  веские
основания в  подтверждение  того,  что  хозяйственная  деятельность
человека,  связанная  прежде  всего  с выбросами парниковых газов в
результате сжигания ископаемого топлива, оказывает заметное влияние
на климат.
     Изменения климата многообразны и проявляются,  в частности,  в
изменении   частоты   и   интенсивности  климатических  аномалий  и
экстремальных  погодных  явлений.  В  течение   XXI   века   высока
вероятность ускорения динамики наблюдаемых изменений климата.
     Ожидаемые изменения  климата  неизбежно  отразятся  на   жизни
людей, на состоянии животного и растительного мира во всех регионах
планеты,  а  в  некоторых  из  них  станут  ощутимой  угрозой   для
благополучия населения и устойчивого развития.
     Указанные факторы предопределяют необходимость учета изменений
климата  в  качестве  одного  из  ключевых  долговременных факторов
безопасности Российской Федерации и выдвигают проблему  глобального
изменения  климата  в  ее национальном и международном измерениях в
число приоритетов политики Российской Федерации.
     Последствия изменений   климата   проявляются  на  глобальном,
региональном, субрегиональном и национальном уровнях.
     Глобальное изменение  климата создает для Российской Федерации
(с  учетом  размеров  ее  территории,  географического   положения,
исключительного   разнообразия   климатических  условий,  структуры
экономики,  демографических проблем  и  геополитических  интересов)
ситуацию,   которая  предполагает  необходимость  заблаговременного
формирования всеобъемлющего и  взвешенного  подхода  государства  к
проблемам   климата  и  смежным  вопросам  на  основе  комплексного
научного  анализа   экологических,   экономических   и   социальных
факторов.

                        I. Общие положения

     1. Настоящая  Доктрина  представляет собой систему взглядов на
цель, принципы, содержание и пути реализации единой государственной
политики  Российской  Федерации  внутри  страны  и на международной
арене  по  вопросам,  связанным  с   изменением   климата   и   его
последствиями (далее - политика в области климата).
     Учитывая стратегические   ориентиры   Российской    Федерации,
настоящая  Доктрина  является  основой  формирования  и  реализации
политики в области климата.
     2. Правовую  основу  настоящей Доктрины составляют Конституция
Российской Федерации, федеральные законы, нормативные правовые акты
Президента   Российской   Федерации   и   Правительства  Российской
Федерации,  Рамочная конвенция Организации  Объединенных  Наций  об
изменении климата от 9 мая 1992 г.  и другие международные договоры
Российской Федерации,  в том числе по проблемам окружающей среды  и
устойчивого развития.
     3. Настоящая  Доктрина   базируется   на   фундаментальных   и
прикладных  научных знаниях в области климата и в смежных областях,
включая:
     оценку прошлого   и   современного   состояния   климатической
системы;
     оценку факторов влияния антропогенной деятельности на климат;
     прогноз возможных изменений климата и их влияние  на  качество
жизни населения Российской Федерации и других регионов Земли;
     оценку степени защищенности и уязвимости экологических систем,
экономики,  населения,  государственных институтов и инфраструктуры
государства  по  отношению  к  изменениям  климата  и  существующих
возможностей адаптации к ним;
     оценку возможностей смягчения  антропогенного  воздействия  на
климат.
     4. В основу  настоящей  Доктрины  положен  анализ  результатов
проводимых  на  территории Российской Федерации и в других регионах
Земли исследований климатических изменений  и  последствий  влияния
этих   изменений   на  различные  сектора  экономики,  население  и
окружающую  среду  с  учетом   результатов   работ,   связанных   с
практическим   использованием   климатической  информации  органами
государственной  власти.  Научное  обоснование  настоящей  Доктрины
включает  признание  способности  антропогенного  фактора оказывать
воздействия на климатическую  систему,  приводящие  к  значимым,  в
первую  очередь неблагоприятным и опасным для человека и окружающей
среды,  последствиям.   Особенностью   реакции   климата   как   на
антропогенное   воздействие,   так   и   на   меры   по   смягчению
антропогенного воздействия является ее запаздывание по отношению  к
такому  воздействию.  В  рамках  политики  в  области  климата  эта
особенность предопределяет важную роль  своевременной  адаптации  к
неизбежным в ближайшие десятилетия климатическим изменениям.
     5. Настоящая Доктрина как политический документ признает,  что
проблемы,  связанные с изменениями климата, в частности обеспечение
баланса    между    эффективностью    экономики    и     социальной
справедливостью,  устранение  потенциальных  конфликтов интересов в
связи с экстремальными  проявлениями  изменений  климата  (тепловые
волны,  наводнения,  засухи и другие явления), не могут быть решены
при помощи только  научных  методов.  В  подобных  ситуациях  поиск
баланса является предметом политического выбора.

          II. Цель и принципы политики в области климата

     6. Стратегической  целью  политики  в области климата является
обеспечение   безопасного   и   устойчивого   развития   Российской
Федерации,  включая институциональный, экономический, экологический
и социальный,  в том  числе  демографический,  аспекты  развития  в
условиях  изменяющегося  климата  и  возникновения  соответствующих
угроз.
     7. Основными принципами политики в области климата являются:
     глобальный характер интересов Российской Федерации в отношении
изменений климата и их последствий;
     приоритет национальных интересов при разработке  и  реализации
политики в области климата;
     ясность и  информационная  открытость   политики   в   области
климата;
     признание необходимости действий как внутри страны,  так  и  в
рамках    полноправного   международного   партнерства   Российской
Федерации в международных исследовательских программах и  проектах,
касающихся изменений климата;
     всесторонность учета возможных потерь  и  выгод,  связанных  с
изменениями климата;
     предосторожность при  планировании   и   реализации   мер   по
обеспечению  защищенности  человека,  экономики  и  государства  от
неблагоприятных последствий изменений климата.
     8. Интересы  Российской  Федерации,  связанные  с  изменениями
климата,  не  ограничиваются  ее  территорией  и  носят  глобальный
характер.  Это  обусловлено  как  глобальным  характером  изменений
климата,  так и необходимостью учитывать в международных отношениях
многообразие  воздействий на климат и последствий изменений климата
в различных регионах  Земли.  При  построении  политики  в  области
климата необходимо учитывать не только прямые, но и опосредованные,
в том числе  отдаленные,  воздействия  климатических  изменений  на
природную среду, экономику, население и на различные его социальные
группы.  К  опосредованным  воздействиям  климатических   изменений
относится   их   влияние  на  миграционные  процессы  в  результате
глобального    перераспределения    природных,    в    том    числе
продовольственных  и  водных,  ресурсов  и  снижения  относительной
комфортности проживания человека в  отдельных  регионах  Российской
Федерации и за ее пределами.
     9. Ожидаемые  изменения  климата   являются   причиной   угроз
безопасности   Российской   Федерации.   В   этих   условиях  важна
самостоятельность в оценках и выводах, полученных на основе полной,
объективной  и  достоверной  информации  о  текущих  и  возможных в
будущем климатических изменениях, об их последствиях для Российской
Федерации  и  других  стран  и  о  надлежащих  мерах по адаптации и
смягчению отрицательных последствий этих изменений.
     10. С  учетом  этого  необходимым  условием политики в области
климата   являются   государственная   поддержка   и    обеспечение
соответствия мировому уровню:
     систематических наблюдений за климатом;
     фундаментальных и  прикладных исследований в области климата и
смежных областях науки;
     применения результатов исследований для оценки рисков и выгод,
связанных с последствиями изменений климата,  а  также  возможности
адаптации к этим последствиям.
     11. Российская Федерация исходит  из  необходимости  открытого
обсуждения   принципов   формирования,   содержания   и  механизмов
реализации политики в области климата, которые выносятся на широкое
общественное   обсуждение,   в  том  числе  с  участием  институтов
гражданского  общества  и  деловых   кругов,   с   целью   принятия
соответствующих   решений   с  учетом  законодательства  Российской
Федерации. Политические решения в отношении климата и основанные на
них  правовые нормы необходимо ориентировать на интересы Российской
Федерации в долгосрочной перспективе,  что обусловлено  тенденциями
изменения   климатических   факторов   и   необходимостью  принятия
постоянных мер по адаптации и смягчению антропогенного  воздействия
на климат.
     12. Ясность и информационная  открытость  политики  в  области
климата   необходимы   на   всех   уровнях  и  для  всех  субъектов
общественных отношений, в том числе для:
     федеральных органов исполнительной власти, поскольку во многих
сферах государственного управления,  связанных в первую  очередь  с
развитием    государственной    инфраструктуры,    при    выработке
государственной  политики  и   нормативно-правового   регулирования
необходимо     учитывать     погодно-климатические     факторы    и
соответствующие риски;
     органов государственной  власти субъектов Российской Федерации
и  органов  местного  самоуправления,  поскольку  при   средне-   и
долгосрочном    планировании    социально-экономического   развития
территорий необходимо учитывать  изменения  климата  и  возможность
адаптации к ним;
     национального и международного бизнес-сообществ,  поскольку их
инвестиционная   активность   зависит   от   возможности   уверенно
рассчитывать инвестиционные риски, связанные с изменениями климата,
и от возможности управления этими рисками;
     населения, поскольку,  с  одной  стороны,  изменения   климата
сказываются  на  социальных факторах (изменение условий комфортного
проживания и предпочтений населения при  выборе  места  жительства,
изменения   на  рынке  труда  и  другие  факторы),  а  с  другой  -
поведенческие факторы  населения  существенным  образом  влияют  на
потенциал   осуществимости  и  эффективность  мер  по  адаптации  и
смягчению антропогенного влияния на климат.
     13. Несмотря  на  обширные  и  убедительные  научные  данные о
происходящих и прогнозируемых климатических изменениях, сохраняется
значительная  неопределенность  в  оценках  того,  как именно будут
протекать климатические изменения и какое  они  окажут  влияние  на
экологические системы, экономическую и политическую деятельность, а
также  на  социальные  процессы  в  разных  странах   и   регионах.
Российская  Федерация  исходит из необходимости действий в условиях
неопределенности оценок будущих изменений климата и их  последствий
и   готова   к   ответственному   и   конструктивному   участию   в
соответствующих   международных   инициативах.   Действия    должны
основываться  на  научно обоснованной оценке рисков,  необходимости
заблаговременного принятия мер по их уменьшению или предотвращению,
повышению защищенности жизненно важных интересов личности, общества
и государства от воздействия изменений климата.  При этом  снижение
существующего  уровня  неопределенности  оценок  будущих  изменений
климата  и  их  последствий  для  Российской   Федерации   остается
неизменным  приоритетом климатических исследований,  поддерживаемых
государством.
     14. Последствия   изменений   климата  различны  для  регионов
Российской Федерации, а в пределах одного региона по-разному влияют
на группы населения, отрасли экономики и природные объекты. В связи
с этим однозначная оценка последствий вероятных  изменений  климата
для  Российской  Федерации  невозможна  и  при выработке политики в
области климата следует учитывать весь  комплекс  потерь  и  выгод,
связанных с изменениями климата.
     15. Население,  природные объекты,  объекты экономики, военные
объекты  и  объекты  государственной  инфраструктуры различаются по
характеру и степени их уязвимости  к  неблагоприятным  последствиям
изменений  климата.  При  этом  не все виды возможного ущерба могут
быть оценены в денежном выражении,  а сами оценки возможных  потерь
могут быть неопределенными.  Это не должно становиться препятствием
для обеспечения приемлемого уровня защищенности как  меры  разумной
предосторожности  для  наиболее  уязвимых  территорий,  объектов  и
социальных групп,  а должно стать предметом  особого  внимания  при
оценке их уязвимости,  разработке и реализации заблаговременных мер
по  предотвращению  и  нейтрализации  неблагоприятных   последствий
изменения климата либо их сведению к минимально возможному уровню.
     16. Политика  в  области   климата   подлежит   регулярной   и
своевременной  корректировке  с  учетом  новых  знаний  о  климате,
включая уточнение оценок его возможных изменений,  экономического и
технологического развития,  особенно в сфере производства, передачи
и потребления энергии и энергоресурсов,  а также с учетом изменений
политики  других  стран  и  мирового  сообщества в целом,  динамики
международного взаимодействия в области климата и  предлагаемых  на
международном уровне мер.

            III. Содержание политики в области климата

     17. Содержание   политики   в   области  климата  определяется
задачами,  которые подчинены достижению ее  стратегической  цели  и
решаются  с  учетом  особенностей  Российской Федерации в контексте
проблемы изменений климата.
     18. Основными задачами политики в области климата являются:
     укрепление и развитие информационной и научной основы политики
в   области   климата,   включая   усиление  научно-технического  и
технологического потенциала Российской  Федерации,  обеспечивающего
максимальную   полноту   и  достоверность  информации  о  состоянии
климатической системы,  воздействиях на климат,  его происходящих и
будущих изменениях и об их последствиях;
     разработка и реализация  оперативных  и  долгосрочных  мер  по
адаптации к изменениям климата;
     разработка и реализация  оперативных  и  долгосрочных  мер  по
смягчению антропогенного воздействия на климат;
     участие в  инициативах  международного  сообщества  в  решении
вопросов, связанных с изменениями климата и смежными проблемами.
     19. Пополнение  знаний  о   климатической   системе   является
необходимой  предпосылкой  формирования  и  реализации независимой,
научно  и  социально  обоснованной  политики  в  области   климата.
Систематические   наблюдения   за   климатом,   фундаментальные   и
прикладные исследования,  связанные с его изменениями, обеспечивают
повышение осведомленности органов государственной власти, субъектов
экономики,  научной общественности,  средств  массовой  информации,
населения  о  происходящих  и  будущих  изменениях  климата и об их
последствиях, о возможностях адаптации к этим изменениям и мерах по
их смягчению, а также принятие соответствующих решений.
     Своевременное выявление  и  оценка  связанных  с   изменениями
климата   угроз  устойчивому  развитию  и  безопасности  Российской
Федерации,  включая угрозы обороноспособности, экономике, состоянию
окружающей  среды,  жизни  и здоровью населения,  относятся к числу
приоритетов политики в области климата.
     20. Адаптация  к  изменениям  климата  необходима для снижения
потерь и использования выгод,  связанных с наблюдаемыми и  будущими
изменениями климата.
     Меры по  адаптации  к  изменениям  климата   предусматриваются
решениями  органов  государственной  власти  с учетом международных
договоренностей Российской Федерации.  Планирование,  организация и
осуществление мер по адаптации к изменениям климата, в том числе по
упреждающей адаптации, проводятся в рамках государственной политики
в  области  климата  с  учетом  отраслевых,  региональных и местных
особенностей,  а  также  долгосрочного  характера  этих   мер,   их
масштабности  и  глубины  воздействия  на  различные  стороны жизни
общества, экономики и государства.
     21. Важнейшими составляющими при разработке и планировании мер
по адаптации к изменениям климата являются оценки:
     уязвимости к  неблагоприятным последствиям изменений климата и
рисков связанных с ними потерь;
     возможностей получения   выгод,   связанных  с  благоприятными
последствиями изменений климата;
     затратности, эффективности   (в  том  числе  экономической)  и
практической реализуемости соответствующих мер по адаптации;
     потенциала адаптации  с  учетом  экономических,  социальных  и
других  значимых  факторов  для  государства,  секторов  экономики,
населения и отдельных социальных групп.
     22. Упреждающая   адаптация   к   последствиям   климатических
изменений относится к числу приоритетов политики в области климата.
     23. Российская Федерация максимально концентрирует  усилия  на
снижении  антропогенных  выбросов  парниковых газов и увеличении их
абсорбции   поглотителями   и   накопителями.    С    этой    целью
предусматривается реализовать меры, обеспечивающие:
     повышение энергетической  эффективности   во   всех   секторах
экономики;
     развитие использования   возобновляемых    и    альтернативных
источников энергии;
     сокращение рыночных диспропорций,  реализацию мер финансовой и
налоговой  политики,  стимулирующих снижение антропогенных выбросов
парниковых газов;
     защиту и   повышение   качества   поглотителей  и  накопителей
парниковых газов,  включая рациональное ведение лесного  хозяйства,
облесение и лесовозобновление на устойчивой основе.
     24. Выработка  предложений  по  обязательствам   в   отношении
снижения  выбросов  парниковых  газов  осуществляется  на основании
национальных интересов при участии всех заинтересованных российских
организаций.
     Эффективная политика в области климата призвана  стать  важным
фактором  и  катализатором  динамичной технологической модернизации
всей  экономики   страны,   укрепления   ее   позиций   в   мировом
экономическом сообществе,  повышения конкурентоспособности в первую
очередь за счет энергоэффективности.
     Российская Федерация   будет  способствовать  исследованиям  и
разработкам в области энергоэффективности,  развития  использования
возобновляемых источников энергии, технологий поглощения парниковых

газов   и   разработки   инновационных   экологически    приемлемых
технологий.
     Создание и  обеспечение  функционирования  правовых  основ   и
механизмов   государственного   регулирования,   направленного   на
сокращение антропогенного воздействия на  глобальную  климатическую
систему, относятся к числу приоритетов политики в области климата.
     25. Российская Федерация участвует  в  выработке  коллективных
мер   международного   сообщества   по   смягчению   антропогенного
воздействия на климат  и  оказывает  совместно  с  другими  членами
международного  сообщества содействие развивающимся странам,  в том
числе наиболее уязвимым по отношению к  отрицательным  последствиям
изменений  климата,  в  реализации  мер  по  адаптации  и смягчению
негативных  последствий  изменений  климата.  При  этом  Российская
Федерация  исходит из того,  что всеобъемлющее и ориентированное на
долгосрочную перспективу решение  климатической  проблемы  возможно
лишь    при    условии    обеспечения    универсального   характера
соответствующего  международного  режима  и  участия  в  нем   всех
основных стран - эмитентов парниковых  газов  на  основе  принципов
Рамочной конвенции  Организации  Объединенных  Наций  об  изменении
климата,   в   том  числе  принципа  общей,  но  дифференцированной
ответственности, подразумевающего справедливую нагрузку на страны с
учетом     их   уровня    социально-экономического    развития    и
природно-климатической специфики.

         IV. Особенности Российской Федерации при решении
                    проблемы изменений климата

     26. Значительная   часть   территории   Российской   Федерации
находится  в  области  максимальных   (как   наблюдаемых,   так   и
прогнозируемых) изменений климата.
     Происходящие и ожидаемые изменения климата,  в первую  очередь
негативные,  и  последствия  этих  изменений оказывают существенное
воздействие на социально-экономическое развитие страны в целом,  на
жизнь и здоровье ее граждан.
     27. К отрицательным последствиям ожидаемых  изменений  климата
для Российской Федерации относятся:
     повышение риска для здоровья (увеличение уровня заболеваемости
и смертности) некоторых социальных групп населения;
     рост повторяемости,  интенсивности и продолжительности засух в
одних  регионах,  экстремальных осадков,  наводнений,  опасного для
сельского хозяйства переувлажнения почвы - в других;
     повышение пожароопасности в лесных массивах;
     деградация вечной мерзлоты в северных регионах с  ущербом  для
строений и коммуникаций;
     нарушение экологического равновесия,  в том  числе  вытеснение
одних биологических видов другими;
     распространение инфекционных и паразитарных заболеваний;
     увеличение расходов    электроэнергии   на   кондиционирование
воздуха в летний сезон для значительной части населенных пунктов.
     28. К   возможным   положительным   для  Российской  Федерации
последствиям  ожидаемых  изменений  климата,  с   которыми   связан
значительный  потенциал  эффективного  отраслевого  и регионального
экономического развития, относятся:
     сокращение расходов энергии в отопительный период;
     улучшение ледовой  обстановки   и,   соответственно,   условий
транспортировки  грузов  в арктических морях,  облегчение доступа к
арктическим шельфам и их освоения;
     улучшение структуры и расширение зоны растениеводства, а также
повышение  эффективности  животноводства   (при   выполнении   ряда
дополнительных условий и принятии определенных мер);
     повышение продуктивности бореальных лесов.
     29. По   сравнению  со  многими  странами  и  регионами  Земли
преимуществом   Российской   Федерации   является   более   высокий
адаптационный потенциал страны в целом, который обеспечивают:
     большие размеры территории;
     наличие значительных водных ресурсов;
     относительно небольшая   доля   населения,   проживающего   на
территориях, особо уязвимых к изменениям климата.
     30. Исключительное   (по   сравнению   с   другими   странами)
разнообразие  и  масштабы  изменений  климата  регионов  Российской
Федерации и  их  последствий  для  окружающей  среды,  экономики  и
населения  являются  естественным  следствием значительных размеров
территории и многообразия природных условий.
     При формировании   политики   в   области   климата,   включая
позиционирование  Российской  Федерации   в   мировом   сообществе,
необходимо  учитывать  сочетание низкой средней плотности населения
со значительными  размерами  территории,  приводящее  к  повышенным
транспортным потребностям (как непосредственно для населения, так и
для   инфраструктуры,   обеспечивающей   потребности   государства,
населения  и экономики),  а также холодный климат,  обусловливающий
дополнительные  потребности  в  отоплении  зданий,  производство  и
транспортировку    значительных    объемов  топливно-энергетических
ресурсов.

             V. Реализация политики в области климата

     31. Основными  направлениями  политики   в   области   климата
являются:
     развитие нормативно-правовой      базы      и      организация
государственного регулирования в области изменений климата;
     развитие экономических механизмов, связанных с реализацией мер
по адаптации и смягчению антропогенного воздействия на климат;
     научное, информационное и кадровое  обеспечение  разработки  и
реализации  мер по адаптации и смягчению антропогенного воздействия
на климат;
     международное сотрудничество в области разработки и реализации
мер по адаптации и смягчению антропогенного воздействия на климат.
     32. Развитие  нормативно-правовой  базы  в  области  изменений
климата является  основной  предпосылкой  создания  и  эффективного
функционирования  механизма  реализации  политики  в  этой области.
Организация работы  федеральных  органов  исполнительной  власти  и
органов  исполнительной  власти  субъектов  Российской Федерации по
реализации  конкретных  мер,  направленных  на   предотвращение   и
преодоление   угроз  национальным  интересам  в  области  изменений
климата,  требует  дальнейшего  совершенствования  законодательства
Российской Федерации в указанной области и обеспечения строгого его
соблюдения всеми хозяйствующими  субъектами.  При  этом  необходима
гармонизация  законодательства Российской Федерации,  регулирующего
вопросы   изменений    климата,    с    соответствующими    нормами
международного права в рамках международных обязательств Российской
Федерации.  Основные принципы политики в  области  климата  находят
развитие и в законодательстве субъектов Российской Федерации.
     33. Эффективность реализации  мер  по  адаптации  и  смягчению
антропогенного  воздействия  на климат существенным образом зависит
от различных экономических факторов и их финансового регулирования.
     Выбор экономических   инструментов,   способствующих  снижению
антропогенных  выбросов   парниковых   газов   (включая   возможное
использование рыночных механизмов, в том числе торговлю выбросами),
будет определяться  с  учетом  их  эффективности  с  использованием
механизмов государственного и частного финансирования.
     При создании и совершенствовании национальных экономических  и
финансовых   механизмов   и   их   встраивании   в  соответствующие
международные   механизмы    приоритетом    является    обеспечение
защищенности   жизненно   важных  интересов  личности,  общества  и
государства от неблагоприятных воздействий изменений климата.
     Основной задачей  научного обеспечения разработки и реализации
политики  в  области  климата  является  обеспечение   государства,
бизнеса   и   граждан  страны  достоверной  и  объективной  научной
информацией для принятия соответствующих решений.
     34. К    приоритетным    направлениям   научного   обеспечения
разработки мер по адаптации и смягчению антропогенного  воздействия
на климат относятся:
     развитие и  поддержание  на  территории  Российской  Федерации
систем наблюдения за климатом, включая факторы, формирующие климат,
и индикаторы изменений климата;
     разработка системы критериев, параметров (пороговых значений),
условий безопасности Российской Федерации и ее отдельных регионов в
отношении изменений климата;
     исследование и   оценка   возможных   в   будущем    изменений
глобального и регионального климата, а также их последствий;
     разработка мер по адаптации экономики и общества к  изменениям
климата;
     развитие методов инвентаризации источников и стоков парниковых
газов;
     разработка мер  по  смягчению  антропогенного  воздействия  на
климат  прежде  всего  в  сфере производства и потребления энергии,
включая организацию исследований и разработку механизмов реализации
соответствующих    инновационных    проектов,    а   также   оценка
экономического,  социального и экологического эффекта от реализации
этих мер;
     независимая (в том числе международная) экспертиза результатов
научных исследований в области климата и смежных областях.
     35. Научное  обеспечение  реализации  мер   по   адаптации   и
смягчению антропогенного воздействия на климат включает:
     позиционирование российской   климатической   науки    и    ее
интеграцию  в  международные  программы климатических и связанных с
ними  исследований  с  учетом  интересов  Российской  Федерации   и
использованием    всех    возможных    преимуществ   международного
сотрудничества;
     активное участие  российских ученых в подготовке международных
оценочных    докладов    об    изменениях    климата    и    других
специализированных   международных   докладов   по  взаимосвязанным
проблемам;
     организацию регулярной   подготовки   национальных   оценочных
докладов  о  наблюдаемых  и  вероятных   изменениях   климата,   их
последствиях,  возможностях  адаптации  и  смягчения антропогенного
воздействия на климат,  включая оценку объемов выбросов  парниковых
газов  в  атмосферу  как  в  настоящем,  так  и в будущем,  а также
потенциала сокращения этих выбросов;
     обеспечение соответствия климатических исследований Российской
Федерации  мировому  уровню,   признания   результатов   российских
исследований международным научным сообществом,  использования их в
качестве аргументов в межгосударственном  политическом  диалоге  по
проблемам климата;
     разработку и     реализацию     государственной      программы
высокотехнологичного  оснащения  национальных центров климатических
исследований.
     36. Основной   задачей   кадрового  обеспечения  разработки  и
реализации мер по адаптации и смягчению антропогенного  воздействия
на  климат является обеспечение исследований и разработок в области
климата  и  смежных  областях,  соответствующих  мировому   уровню.
Решение  этой  задачи  осуществляется  путем подготовки и повышения
квалификации  специалистов  в  области  климата,  его  влияния   на
экономику  и  социальную  сферу,  здоровье  населения  и  состояние
окружающей среды,  а также разработки  и  реализации  инженерных  и
организационных   мер   по  адаптации  и  смягчению  антропогенного
воздействия на климат, включая:
     подготовку научных кадров высшей квалификации;
     обучение студентов старших курсов высших учебных заведений  на
базе ведущих научных организаций страны;
     стажировку наиболее одаренных молодых ученых  и  специалистов,
аспирантов  и  студентов  старших  курсов в ведущих мировых научных
центрах;
     подготовку дипломатических     кадров,     а    также    групп
профессиональных   консультантов    для    ведения    международных
переговоров   и   подготовки  международных  соглашений  в  области
климата.
     37. Осведомленность всех заинтересованных сторон,  в частности
высших должностных лиц, федеральных органов государственной власти,
органов  государственной  власти  субъектов  Российской  Федерации,
деловых кругов,  институтов гражданского общества и  населения,  по
вопросам  изменений  климата  и  их  влияния  на  жизнь  человека и
общества и окружающую среду является одним  из  важнейших  факторов
успешного  формирования и эффективной реализации политики в области
климата в интересах нынешнего и  будущих  поколений.  Приоритетными
направлениями  такой  политики  являются объективное информационное
освещение  проблем,  связанных   с   изменениями   климата   и   их
последствиями, включая популяризацию научных знаний в этой области,
в  том  числе  с  помощью  средств  массовой  информации,  а  также
воспитание у населения Российской Федерации экологической культуры.
     38. Международное  сотрудничество  в  решении   глобальных   и
региональных   проблем,   связанных   с   изменениями   климата   и
антропогенными воздействиями  на  климат,  осуществляется  в  целях
выработки  эффективных  решений  по  проблемам климата,  оптимально
учитывающих глобальные  факторы  и  национальные  интересы.  Формой
международного  сотрудничества  Российской  Федерации  является  ее
участие в  разработке  и  выполнении  международных  соглашений  по
проблемам   климата,   а   также   в   деятельности   международных
организаций,   входящих   в   Организацию    Объединенных    Наций,
занимающихся проблемами климата и смежными проблемами.
     Международные программы и  проекты,  связанные  с  изменениями
климата   и   реализуемые   на   территории  Российской  Федерации,
осуществляются в рамках законодательства Российской Федерации  и  с
учетом интересов ее безопасности.

        VI. Субъекты реализации политики в области климата

     39. Субъектами реализации политики в области климата являются:
     федеральные органы государственной власти;
     органы государственной власти субъектов Российской Федерации и
органы местного самоуправления;
     организации, включая общественные организации (объединения);
     средства массовой информации;
     домашние хозяйства.
     40. Возможные в будущем  климатические  изменения  затрагивают
сферы   ответственности   практически   всех   федеральных  органов
государственный    власти.     Задачами     федеральных     органов
государственной  власти  в рамках выработки и реализации политики в
области климата являются:
     определение максимально  широкого  круга проблем,  связанных с
влиянием климатических изменений на политику, экономику, социальную
сферу и окружающую среду, и выделение приоритетных направлений;
     интеграция и   координация    работы    федеральных    органов
государственной   власти   в   области  климата  в  соответствии  с
установленными полномочиями;
     включение мер   по   адаптации   и   смягчению  антропогенного
воздействия  на  климат  в  среднесрочные  и   долгосрочные   планы
социально-экономического развития Российской Федерации;
     создание механизмов,  обеспечивающих постоянный конструктивный
диалог между научным сообществом,  органами государственной власти,
ответственными за принятие решений, населением и деловыми кругами.
     41. Федеральные органы государственной власти обеспечивают:
     развитие и применение законодательства Российской Федерации  с
учетом  влияния  климатического  фактора на соответствующие отрасли
экономики и население;
     разработку и   применение  мер  по  адаптации  к  последствиям
изменения климата для экономики и общества;
     развитие экономических  институтов  и  финансовых  механизмов,
включая  системы  налогообложения  и  финансового   стимулирования,
способствующих технологическому перевооружению предприятий,  замене
устаревшего  оборудования,  внедрению  технологий   с   потенциалом
снижения  выбросов  парниковых  газов,  включая энергоэффективные и
энергосберегающие   технологии,   технологии   снижения    выбросов
парниковых  газов предприятиями топливно-энергетического комплекса,
транспорта,  металлургической,   химической   и   других   отраслей
промышленности,  а  также  активизацию использования возобновляемых
источников энергии;
     разработку законодательного    акта,   регулирующего   вопросы
инвентаризации выбросов парниковых газов в атмосферу;
     ведение системы   учета   (российского   регистра)  источников
выбросов и поглощения парниковых  газов  (включая  леса,  болота  и
сельскохозяйственные   угодья),   а   также  данных  инвентаризации
(кадастра) антропогенных выбросов парниковых газов и  их  абсорбции
поглотителями;
     разработку и реализацию мер по организации и  функционированию
системы экологического просвещения и образования;
     подготовку и публикацию  на  регулярной  основе  национального
доклада  об  изменениях  климата  и его последствиях для Российской
Федерации.
     42. При   разработке  региональных  и  муниципальных  программ
устойчивого развития необходимо обеспечить решение следующих задач,
связанных с изменениями климата:
     развитие и применение  законодательства  субъектов  Российской
Федерации  с  учетом  влияния  климатического  фактора  на развитие
территорий, отраслей экономики и социальной сферы;
     разработка и реализация мер по адаптации к изменениям климата,
включая  учет  фактора  изменения   климата   в   среднесрочных   и
долгосрочных  планах  социально-экономического  развития регионов и
муниципальных  образований,  а   также   соответствующих   секторов
хозяйственной деятельности;
     разработка и  внедрение   региональных   систем   эффективного
реагирования на опасные погодно-климатические явления;
     реализация законодательного   акта,   регулирующего    вопросы
инвентаризации выбросов в атмосферу парниковых газов;
     реализация мер  по  смягчению  антропогенного  воздействия  на
климат,  включая  внедрение  технологий,  способствующих уменьшению
выбросов парниковых газов в атмосферу, а также технологий абсорбции
парниковых газов.
     43. На микроэкономическом уровне решение задач по адаптации  и
смягчению  антропогенного воздействия на климат на производстве и в
сфере  услуг  осуществляется  предприятиями,  в  быту  -  домашними
хозяйствами путем:
     повышения эффективности производства и потребления тепловой  и
электрической энергии;
     повышения топливной экономичности транспортных средств;
     развития энергосбережения   на  объектах  производственного  и
инфраструктурного назначения,  включая снижение  потерь  энергии  и
энергоносителей при транспортировке;
     повышения энергоэффективности      зданий      и      развития
энергосбережения в быту;
     использования погодно-климатических  прогнозов  для  повышения
энергоэффективности  при  реализации  мер  по адаптации и смягчению
антропогенного воздействия на климат;
     увеличения доли  альтернативных  (в  том  числе  неуглеродных)
источников в производстве энергии;
     рационального использования   лесов   и   сельскохозяйственных
земель.
     44. Учитывая   возможность   конфликта   интересов   субъектов
политики в области климата,  профессиональным и  иным  общественным
организациям   (объединениям)   и   средствам  массовой  информации
принадлежит  важная  роль   в   предотвращении   обострения   таких
конфликтов  и  возникновения социальной напряженности,  недопущении
коррупционного лоббирования  интересов  отдельных  заинтересованных
групп.  С  этой  целью  предусматривается  осуществлять  обсуждение
заинтересованными сторонами путей решения проблем изменений климата
и их последствий для государства, общества и экономики.
     Реализация политики в области климата предполагает  разработку
на  ее  основе  федеральных,  региональных  и отраслевых программ и
планов действий.


                           _____________