ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 июня 2018 г. № 731
МОСКВА
О нормативах допустимых выбросов радиоактивных веществ и
нормативах допустимых сбросов радиоактивных веществ, а
также о выдаче разрешений на выбросы радиоактивных
веществ, разрешений на сбросы радиоактивных веществ
В соответствии с пунктом 9 статьи 22 Федерального закона
"Об охране окружающей среды" Правительство Российской Федерации
п о с т а н о в л я е т:
1. Утвердить прилагаемые Правила разработки и установления
нормативов допустимых выбросов радиоактивных веществ, нормативов
допустимых сбросов радиоактивных веществ, а также выдачи разрешений
на выбросы радиоактивных веществ, разрешений на сбросы
радиоактивных веществ.
2. Дополнить перечень услуг, которые являются необходимыми и
обязательными для предоставления федеральными органами
исполнительной власти, Государственной корпорацией по атомной
энергии "Росатом" государственных услуг и предоставляются
организациями, участвующими в предоставлении государственных услуг,
утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от
6 мая 2011 г. № 352 "Об утверждении перечня услуг, которые являются
необходимыми и обязательными для предоставления федеральными
органами исполнительной власти, Государственной корпорацией по
атомной энергии "Росатом" государственных услуг и предоставляются
организациями, участвующими в предоставлении государственных услуг,
и определении размера платы за их оказание" (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2011, № 20, ст. 2829; 2012,
№ 14, ст. 1655; № 36, ст. 4922; 2013, № 52, ст. 7207; 2014, № 21,
ст. 2712; 2015, № 50, ст. 7165, 7189; 2016, № 31, ст. 5031; № 37,
ст. 5495; 2017, № 8, ст. 1257; № 28, ст. 4138; № 32, ст. 5090;
№ 40, ст. 5843; № 42, ст. 6154; 2018, № 16, ст. 2371), пунктом 45
следующего содержания:
"45. Экспертиза проекта нормативов допустимых выбросов
радиоактивных веществ в атмосферный воздух и (или) проекта
нормативов допустимых сбросов радиоактивных веществ в водные
объекты на предмет их разработки в соответствии с пунктом 26 Правил
разработки и установления нормативов допустимых выбросов
радиоактивных веществ, нормативов допустимых сбросов радиоактивных
веществ, а также выдачи разрешений на выбросы радиоактивных
веществ, разрешений на сбросы радиоактивных веществ, утвержденных
постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня
2018 г. № 731 "О нормативах допустимых выбросов радиоактивных
веществ и нормативах допустимых сбросов радиоактивных веществ, а
также о выдаче разрешений на выбросы радиоактивных веществ,
разрешений на сбросы радиоактивных веществ"*.".
3. Пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от
15 февраля 2011 г. № 78 "О внесении изменений в некоторые акты
Правительства Российской Федерации по вопросу осуществления
отдельных полномочий Министерством природных ресурсов и экологии
Российской Федерации, Федеральной службой по надзору в сфере
природопользования и Федеральной службой по экологическому,
технологическому и атомному надзору" (Собрание законодательства
Российской Федерации, 2011, № 9, ст. 1246) признать утратившим
силу.
4. Разрешения на выбросы радиоактивных веществ в атмосферный
воздух и разрешения на сбросы радиоактивных веществ в водные
объекты, выданные в установленном порядке Федеральной службой по
экологическому, технологическому и атомному надзору до дня
вступления в силу настоящего постановления, действуют до истечения
указанных в них сроков.
5. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2019 г.
Председатель Правительства
Российской Федерации Д.Медведев
__________________________
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 26 июня 2018 г. № 731
ПРАВИЛА
разработки и установления нормативов допустимых выбросов
радиоактивных веществ, нормативов допустимых сбросов
радиоактивных веществ, а также выдачи разрешений на
выбросы радиоактивных веществ, разрешений на сбросы
радиоактивных веществ
1. Настоящие Правила определяют порядок разработки и
установления нормативов допустимых выбросов радиоактивных веществ в
атмосферный воздух (далее - нормативы выбросов), нормативов
допустимых сбросов радиоактивных веществ в водные объекты (далее -
нормативы сбросов), а также выдачи разрешений на выбросы
радиоактивных веществ в атмосферный воздух (далее - разрешение на
выбросы), разрешений на сбросы радиоактивных веществ в водные
объекты (далее - разрешение на сбросы).
2. Разработка нормативов выбросов и (или) нормативов сбросов
осуществляется юридическим лицом и (или) индивидуальным
предпринимателем, эксплуатирующими стационарные источники выбросов
радиоактивных веществ в атмосферный воздух и (или) стационарные
источники сбросов радиоактивных веществ в водные объекты (далее
соответственно - стационарные источники выбросов, стационарные
источники сбросов, соискатель разрешения).
3. При разработке нормативов выбросов и (или) нормативов
сбросов применяются методики и (или) методы разработки нормативов
выбросов и нормативов сбросов, утверждаемые Федеральной службой по
экологическому, технологическому и атомному надзору (далее -
уполномоченный орган).
4. Нормативы выбросов и (или) нормативы сбросов определяются в
отношении радиоактивных изотопов в элементной форме и в виде
соединений, включенных в перечень загрязняющих веществ, в отношении
которых применяются меры государственного регулирования в области
охраны окружающей среды, утвержденный распоряжением Правительства
Российской Федерации от 8 июля 2015 г. № 1316-р.
5. Разработка нормативов выбросов и (или) нормативов сбросов
осуществляется:
а) в отношении вводимых в эксплуатацию новых и (или)
реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности - на
основе проектной документации на объекты со стационарными
источниками выбросов и (или) стационарными источниками сбросов;
б) в отношении действующих объектов хозяйственной и иной
деятельности - на основе данных инвентаризации выбросов
радиоактивных веществ в атмосферный воздух и (или) сбросов
радиоактивных веществ в водные объекты.
6. Нормативы выбросов и (или) нормативы сбросов
устанавливаются разрешением на выбросы и (или) разрешением на
сбросы при наличии их согласования в установленном порядке с
Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и
благополучия человека, подтверждающего разработку нормативов
выбросов и (или) нормативов сбросов в соответствии с санитарными
правилами.
7. Нормативы выбросов и (или) нормативы сбросов
устанавливаются выданными уполномоченным органом разрешениями на
выбросы и (или) разрешениями на сбросы для объектов использования
атомной энергии, включенных в перечень объектов использования
атомной энергии, в отношении которых вводится режим постоянного
государственного надзора, утвержденный распоряжением Правительства
Российской Федерации от 23 апреля 2012 г. № 610-р.
8. Нормативы выбросов и (или) нормативы сбросов в отношении
объектов хозяйственной и иной деятельности, за исключением
объектов, указанных в пункте 7 настоящих Правил, устанавливаются
выданными территориальными органами уполномоченного органа
разрешениями на выбросы и (или) разрешениями на сбросы.
9. Разрешения на выбросы и (или) разрешения на сбросы выдаются
сроком на 7 лет.
10. За выдачу разрешения на выбросы и (или) разрешения на
сбросы уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке,
которые установлены законодательством Российской Федерации о
налогах и сборах.
11. Для установления нормативов выбросов и (или) нормативов
сбросов соискатель разрешения представляет в уполномоченный орган
или его территориальные органы по месту осуществления своей
хозяйственной и иной деятельности заявление об установлении
нормативов выбросов и (или) нормативов сбросов (далее - заявление).
12. Форма заявления утверждается уполномоченным органом.
13. В заявлении указываются:
а) для юридического лица - полное и сокращенное (если имеется)
наименование юридического лица и место его нахождения, для
индивидуального предпринимателя - идентификационный номер
налогоплательщика, реквизиты документа о постановке соискателя
разрешения на учет в налоговом органе;
б) номер телефона и адрес электронной почты (если имеется);
в) место нахождения эксплуатируемых стационарных источников
выбросов и (или) стационарных источников сбросов либо планируемых к
строительству стационарных источников выбросов и (или) стационарных
источников сбросов, адрес объекта хозяйственной и иной
деятельности, на котором эксплуатируются стационарные источники
выбросов и (или) стационарные источники сбросов либо планируется их
строительство.
14. К заявлению прилагаются:
а) копия учредительных документов соискателя разрешения;
б) копия или реквизиты документа, подтверждающего
предоставление соискателю разрешения в пользование водного объекта
(в случае установления нормативов сбросов);
в) санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии
нормативов выбросов и (или) нормативов сбросов санитарным правилам;
г) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за
предоставление разрешения на выбросы и (или) разрешения на сбросы;
д) документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление
действий от имени заявителя (для индивидуальных предпринимателей -
в случае необходимости, для юридических лиц - при отсутствии
указанных сведений о лице, имеющем право без доверенности
действовать от имени заявителя, в Едином государственном реестре
юридических лиц);
е) данные инвентаризации выбросов радиоактивных веществ в
атмосферный воздух и (или) сбросов радиоактивных веществ в водные
объекты в отношении действующих объектов либо данные проектной
документации в отношении строящихся, вводимых в эксплуатацию новых
и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной
деятельности;
ж) проект нормативов выбросов и (или) проект нормативов
сбросов (по 2 экземпляра, содержащих сведения об обоснованности
нормативов выбросов и (или) нормативов сбросов). Допускается
представление одного экземпляра проекта нормативов выбросов и (или)
проекта нормативов сбросов в бумажном виде и одного экземпляра
проекта нормативов выбросов и (или) проекта нормативов сбросов на
электронном носителе, при этом соискатель разрешения обеспечивает
соответствие содержания проекта нормативов выбросов и (или) проекта
нормативов сбросов на бумажном носителе содержанию проекта
нормативов выбросов и (или) проекта нормативов сбросов в
электронном виде;
з) опись прилагаемых к заявлению документов.
15. Заявление и документы, предусмотренные пунктом 14
настоящих Правил, представляются соискателем разрешения в
уполномоченный орган или его территориальный орган по месту
нахождения соискателя разрешения непосредственно или направляются
заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
16. Уполномоченный орган или его территориальный орган не
вправе требовать от соискателя разрешения представление документов
и сведений, не предусмотренных пунктами 11, 13 и 14 настоящих
Правил, за исключением тех, на которые даны ссылки в документах,
прилагаемых к заявлению, если такие документы не являются
общедоступными и ранее не представлялись в уполномоченный орган.
17. Проект нормативов выбросов и (или) проект нормативов
сбросов должны содержать:
а) описание используемых моделей миграции радиоактивных
веществ в окружающей среде и исходных данных;
б) сведения об использованных для расчета нормативов выбросов
и (или) нормативов сбросов ограничениях по радиационному
воздействию на человека и окружающую среду, в том числе о
нормативах качества окружающей среды;
в) описание методов оценки и (или) методов измерения значений
выбросов радиоактивных веществ в атмосферный воздух и (или) сбросов
радиоактивных веществ в водные объекты, используемых при расчете
проектов нормативов выбросов и (или) проектов нормативов сбросов;
г) значения разработанных соискателем разрешения нормативов
выбросов и (или) нормативов сбросов, а также перечень и количество
радиоактивных веществ, допустимых к выбросу в атмосферный воздух
или сбросу в водные объекты стационарными источниками выбросов
и (или) стационарными источниками сбросов;
д) список использованной литературы.
18. Заявление регистрируется в порядке, установленном
уполномоченным органом.
19. Уполномоченный орган устанавливает формы бланков
разрешения на выбросы и (или) разрешения на сбросы, заявления на
выдачу дубликата разрешения на выбросы и (или) разрешения на
сбросы, решения о выдаче (об отказе в выдаче) разрешения на выбросы
и (или) разрешения на сбросы.
20. Продолжительность рассмотрения заявления, включая
предварительную проверку полноты перечня прилагаемых к заявлению
документов, отсутствия в документах недостоверной информации (за
исключением информации, представленной в проекте нормативов
выбросов и (или) проекте нормативов сбросов), а также соответствия
содержания проекта нормативов выбросов и (или) проекта нормативов
сбросов положениям пункта 17 настоящих Правил (далее -
предварительная проверка), не должна превышать 5 рабочих дней со
дня получения заявления уполномоченным органом.
21. Уведомление о решении, принятом по результатам
рассмотрения заявления (далее - уведомление о решении),
направляется уполномоченным органом или его территориальным органом
соискателю разрешения в письменной форме в течение 3 рабочих дней
со дня его принятия заказным письмом с уведомлением о вручении.
При необходимости в течение 10 рабочих дней со дня получения
уведомления о решении соискатель разрешения обязан представить
недостающие документы и (или) устранить нарушения, допущенные при
оформлении заявления и документов, предусмотренных пунктом 14
настоящих Правил.
22. При отказе в рассмотрении документов, представленных для
получения разрешения на выбросы и (или) разрешения на сбросы, в
уведомлении о решении указывается обоснованная причина отказа.
Заявление и документы, предусмотренные пунктом 14 настоящих Правил,
хранятся в уполномоченном органе в течение одного года и до
истечения указанного срока возвращаются соискателю разрешения на
основании его письменного обращения.
23. По инициативе соискателя разрешения рассмотрение
документов, предусмотренных пунктом 14 настоящих Правил,
приостанавливается на срок, указанный в письменном обращении
соискателя разрешения, или прекращается при отзыве соискателем
разрешения заявления.
24. По результатам рассмотрения заявления и предварительной
проверки уполномоченным органом принимается решение о рассмотрении
документов, предусмотренных пунктом 14 настоящих Правил, или об
отказе в рассмотрении этих документов.
25. Основаниями для принятия решения об отказе в рассмотрении
заявления и документов, предусмотренных пунктом 14 настоящих
Правил, являются:
а) представление недостоверных сведений;
б) непредставление в течение 10 рабочих дней со дня получения
соискателем разрешения уведомления о решении о необходимости
представления документов, указанных в пунктах 13, 14 и 16 настоящих
Правил;
в) неустранение недостоверной информации, указанной в
документах, прилагаемых к заявлению, либо несоответствий в проекте
нормативов выбросов и (или) проекте нормативов сбросов,
представленных на бумажном носителе, содержанию проекта нормативов
выбросов и (или) проекта нормативов сбросов в электронном виде в
течение 10 рабочих дней со дня получения соискателем разрешения
уведомления о решении об устранении указанных информации либо
несоответствий;
г) несоответствие содержания представленных проекта нормативов
выбросов и (или) проекта нормативов сбросов положениям,
предусмотренным пунктом 17 настоящих Правил;
д) неуплата государственной пошлины за предоставление
разрешения на выбросы и (или) разрешения на сбросы или
непредставление документа, подтверждающего уплату государственной
пошлины за предоставление разрешения на выбросы и (или) разрешения
на сбросы;
е) непредставление документа, подтверждающего полномочия лица
на осуществление действий от имени заявителя, указанного в
подпункте "д" пункта 14 настоящих Правил.
26. После принятия решения о рассмотрении документов,
предусмотренных пунктом 14 настоящих Правил, уполномоченный орган
или его территориальный орган организует в установленном
уполномоченным органом порядке проведение экспертизы проекта
нормативов выбросов и (или) проекта нормативов сбросов на предмет
их разработки:
а) в соответствии с методиками и (или) методами разработки
нормативов выбросов и нормативов сбросов, указанными в пункте 3
настоящих Правил;
б) в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 17
настоящих Правил;
в) в соответствии с нормативами качества окружающей среды (в
случае если нормативы качества окружающей среды в отношении
компонента или компонентов окружающей среды установлены), а также в
целях определения отсутствия в проекте нормативов выбросов и (или)
проекте нормативов сбросов недостоверных сведений и информации
и (или) необоснованных исходных данных.
27. Решение о выдаче или об отказе в выдаче разрешения на
выбросы и (или) разрешения на сбросы принимается уполномоченным
органом или его территориальными органами на основании результатов
проверок полноты и достоверности сведений, содержащихся в
документах, представленных для получения разрешения на выбросы
и (или) разрешения на сбросы, а также рассмотрения экспертного
заключения на проект нормативов выбросов и (или) проект нормативов
сбросов.
28. Решение о выдаче или об отказе в выдаче разрешения на
выбросы и (или) разрешения на сбросы принимается в течение 3
рабочих дней со дня представления в уполномоченный орган или его
территориальные органы экспертного заключения на проект нормативов
выбросов и (или) проект нормативов сбросов.
Решение об отказе в выдаче разрешения на выбросы и (или)
разрешения на сбросы направляется в письменной форме соискателю
разрешения вместе с экспертным заключением на проект нормативов
выбросов и (или) проект нормативов сбросов в течение 2 рабочих дней
со дня принятия решения об отказе в выдаче разрешения на выбросы
и (или) разрешения на сбросы.
29. В выдаче разрешения на выбросы и (или) разрешения на
сбросы отказывается в случаях:
а) если принято решение об отказе в рассмотрении документов на
установление нормативов выбросов и (или) нормативов сбросов;
б) если экспертное заключение на проект нормативов выбросов
и (или) проект нормативов сбросов содержит мотивированные выводы о
необоснованности проекта нормативов выбросов и (или) проекта
нормативов сбросов.
30. Разрешение на выбросы и (или) разрешение на сбросы,
включающие в себя перечень условий их действия, оформляются
уполномоченным органом или его территориальным органом и выдаются
соискателю разрешения под роспись в течение 3 рабочих дней со дня
принятия решения о выдаче таких разрешений.
31. Уполномоченный орган или его территориальный орган в
течение 5 рабочих дней со дня выдачи соискателю разрешения на
выбросы и (или) разрешения на сбросы информируют орган
государственной власти субъекта Российской Федерации о нормативах
выбросов и (или) нормативах сбросов, установленных для стационарных
источников выбросов и (или) стационарных источников сбросов,
находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности.
32. Уполномоченный орган или территориальный орган ведет
реестр выданных разрешений на выбросы и разрешений на сбросы,
который размещает на своем официальном сайте в
информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по форме и в
порядке, которые установлены уполномоченным органом.
____________