ИННОВАЦИИ В ТЭК проект Минэнерго России Личный кабинет

Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2002 № 240

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                     П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

                    от 15 апреля 2002 г. N 240
                             г. Москва


О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации
разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации

   (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации
                     от 14.11.2014 г. N 1188)

     В    целях    обеспечения    эффективности    мероприятий   по
предупреждению  и  ликвидации  разливов  нефти  и нефтепродуктов на
территории  Российской Федерации Правительство Российской Федерации
п о с т а н о в л я е т:
     1. Утвердить прилагаемые:
     Правила    организации   мероприятий   по   предупреждению   и
ликвидации   разливов   нефти   и   нефтепродуктов   на  территории
Российской Федерации;
     изменения  и  дополнения,  которые  вносятся  в  постановление
Правительства  Российской  Федерации  от  21 августа  2000 г. N 613
"О неотложных   мерах  по  предупреждению  и  ликвидации  аварийных
разливов   нефти   и   нефтепродуктов"  (Собрание  законодательства
Российской Федерации, 2000, N 35, ст. 3582).
     2. Рекомендовать   органам   исполнительной  власти  субъектов
Российской   Федерации  создавать  реестры  загрязненных  нефтью  и
нефтепродуктами  территорий  и  водных объектов с целью определения
размеров  ущерба  и  потенциальной  опасности  этих загрязнений для
населения и окружающей природной среды.
     3.  Настоящее  постановление  не применяется в случае разливов
нефти   и   нефтепродуктов   во   внутренних   морских  водах  и  в
территориальном море. (Дополнен   -   Постановление   Правительства
Российской Федерации от 14.11.2014 г. N 1188)


     Председатель Правительства
     Российской Федерации                                М.Касьянов
     __________________________



     УТВЕРЖДЕНЫ
     постановлением Правительства
     Российской Федерации
     от 15 апреля 2002 г.
     N 240


                              ПРАВИЛА
  организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов
               нефти и нефтепродуктов на территории
                       Российской Федерации

     1. Настоящие   Правила,   разработанные   в   соответствии   с
нормативными  правовыми  актами Российской Федерации, в том числе с
международными   договорами   Российской  Федерации,  устанавливают
требования   к   организации   мероприятий   по   предупреждению  и
ликвидации  разливов  нефти  и  нефтепродуктов  (далее  именуются -
мероприятия),  направленных  на снижение их негативного воздействия
на   жизнедеятельность  населения  и  окружающую  природную  среду.
Организация    мероприятий   производится   федеральными   органами
исполнительной  власти,  органами  исполнительной  власти субъектов
Российской    Федерации,   органами   местного   самоуправления   и
организациями,   осуществляющими   разведку  месторождений,  добычу
нефти,  а  также  переработку,  транспортировку  и хранение нефти и
нефтепродуктов (далее именуются - организации).
     2. В  организациях,  имеющих опасные производственные объекты,
для  осуществления мероприятий должен быть план по предупреждению и
ликвидации  разливов  нефти  и  нефтепродуктов  (далее  именуется -
план),  разработанный  и  согласованный  в  установленном порядке в
соответствии   с   предъявляемыми   требованиями   к  разработке  и
согласованию  планов  по предупреждению и ликвидации разливов нефти
и нефтепродуктов на территории Российской Федерации.
     3. Перечень     организаций     (согласно     их    отраслевой
принадлежности)  утверждается  федеральным  органом  исполнительной
власти  по  согласованию  с  Министерством  Российской Федерации по
делам  гражданской  обороны,  чрезвычайным  ситуациям  и ликвидации
последствий  стихийных  бедствий  по  согласованию  с Министерством
природных  ресурсов  Российской  Федерации  и  Федеральным горным и
промышленным надзором России.
     4. Организации обязаны:
     создавать   собственные   формирования   (подразделения)   для
ликвидации  разливов  нефти  и нефтепродуктов, проводить аттестацию
указанных   формирований   в   соответствии   с   законодательством
Российской   Федерации,   оснащать   их  специальными  техническими
средствами    или    заключать    договоры    с   профессиональными
аварийно-спасательными   формированиями   (службами),  выполняющими
работы  по  ликвидации  разливов  нефти  и нефтепродуктов, имеющими
соответствующие  лицензии  и  (или)  аттестованными в установленном
порядке;
     немедленно  оповещать  в установленном порядке соответствующие
органы  государственной  власти  и органы местного самоуправления о
фактах  разливов  нефти и нефтепродуктов и организовывать работу по
их локализации и ликвидации;
     иметь  резервы  финансовых  средств  и материально-технических
ресурсов   для   локализации   и   ликвидации   разливов   нефти  и
нефтепродуктов;
     обучать  работников способам защиты и действиям в чрезвычайных
ситуациях, связанных с разливами нефти и нефтепродуктов;
     содержать  в исправном состоянии технологическое оборудование,
заблаговременно    проводить   инженерно-технические   мероприятия,
направленные   на   предотвращение   возможных   разливов  нефти  и
нефтепродуктов    и   (или)   снижение   масштабов   опасности   их
последствий;
     принимать  меры по охране жизни и здоровья работников в случае
разлива нефти и нефтепродуктов;
     разрабатывать  декларацию  промышленной  безопасности  опасных
производственных объектов;
     организовывать  и  осуществлять  производственный  контроль за
соблюдением   требований   промышленной   безопасности  на  опасном
производственном объекте;
     проводить корректировку планов при изменении исходных данных;
     допускать  к  работе  на опасном производственном объекте лиц,
удовлетворяющих  соответствующим  квалификационным требованиям и не
имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе;
     иметь  в случаях, предусмотренных законодательством Российской
Федерации,  лицензию  на  эксплуатацию  опасного  производственного
объекта;
     создавать  и  поддерживать  в  готовности  системы обнаружения
разливов   нефти   и   нефтепродуктов,  а  также  системы  связи  и
оповещения.
     5. С  целью определения необходимого состава сил и специальных
технических   средств   на   проведение  мероприятий  организациями
осуществляется   прогнозирование   последствий   разливов  нефти  и
нефтепродуктов   и   обусловленных   ими   вторичных   чрезвычайных
ситуаций.  Прогнозирование  осуществляется относительно последствий
максимально  возможных разливов нефти и нефтепродуктов на основании
оценки   риска   с  учетом  неблагоприятных  гидрометеорологических
условий,  времени  года,  суток,  рельефа  местности, экологических
особенностей и характера использования территорий (акваторий).
     Целью прогнозирования является определение:
     возможных  масштабов  разливов нефти и нефтепродуктов, степени
их    негативного    влияния    на    население   и   объекты   его
жизнеобеспечения,  на  объекты производственной и социальной сферы,
а также на объекты окружающей природной среды;
     границ  районов  повышенной опасности возможных разливов нефти
и нефтепродуктов;
     последовательности,  сроков  и  наиболее  эффективных способов
выполнения работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.
     6. Планирование   действий  по  ликвидации  разливов  нефти  и
нефтепродуктов  и  доведению остаточного содержания углеводородов в
окружающей  природной  среде  до  допустимого  уровня,  отвечающего
соответствующим    природно-климатическим   и   иным   особенностям
территорий,   целевому  назначению  и  виду  использования  земель,
водных  объектов,  участков лесного фонда, иных природных объектов,
осуществляется  на  основе  результатов прогнозирования последствий
максимально  возможного  разлива  нефти  и нефтепродуктов, данных о
составе   имеющихся   на  объекте  сил  и  специальных  технических
средств,  а  также  данных о профессиональных аварийно-спасательных
формированиях (службах), привлекаемых для ликвидации разливов.
     Целью  планирования  действий  по  ликвидации разливов нефти и
нефтепродуктов  является  определение  необходимого  состава  сил и
специальных  технических  средств для локализации разливов в сроки,
указанные  в  пункте 7  настоящих  Правил,  а также для организации
последующих работ по их ликвидации.
     7. При  поступлении сообщения о разливе нефти и нефтепродуктов
время  локализации  разлива  не  должно  превышать  4 часов  -  при
разливе  в  акватории,  6 часов  -  при  разливе на почве с момента
обнаружения   разлива   нефти   и   нефтепродуктов  или  с  момента
поступления информации о разливе.
     Руководство  работами  по  локализации  и  ликвидации разливов
нефти  и  нефтепродуктов  осуществляется комиссиями по чрезвычайным
ситуациям,   а   на   море  также  отраслевыми  специализированными
органами  управления.  Эти  работы проводятся круглосуточно в любую
погоду    (на    море    -    при    допустимых   навигационных   и
гидрометеорологических   условиях).   Смена   состава  формирований
(подразделений),      создаваемых     организациями,     проводится
непосредственно на рабочих местах.
     Для  уточнения  масштабов  разливов  нефти  и  нефтепродуктов,
сложившейся  обстановки  и  прогнозирования  ее  развития создаются
оперативные группы специалистов соответствующего профиля.
     При    разливах    нефти   и   нефтепродуктов,   приобретающих
региональное  и  федеральное значение, Министр Российской Федерации
по  делам  гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий  стихийных  бедствий  вправе  принять  решение о созыве
Межведомственной    комиссии   по   предупреждению   и   ликвидации
чрезвычайных ситуаций.
     8. Мероприятия   считаются  завершенными  после  обязательного
выполнения следующих этапов:
     прекращение сброса нефти и нефтепродуктов;
     сбор   разлившихся   нефти  и  нефтепродуктов  до  максимально
достижимого  уровня,  обусловленного  техническими характеристиками
используемых специальных технических средств;
     размещение  собранных  нефти  и нефтепродуктов для последующей
их  утилизации,  исключающее вторичное загрязнение производственных
объектов и объектов окружающей природной среды.
     Последующие  работы по ликвидации последствий разливов нефти и
нефтепродуктов,   реабилитации  загрязненных  территорий  и  водных
объектов  осуществляются  в  соответствии с проектами (программами)
рекультивации  земель  и  восстановления  водных объектов, имеющими
положительное заключение государственной экологической экспертизы.
     Указанные  работы  могут считаться завершенными при достижении
допустимого  уровня  остаточного  содержания нефти и нефтепродуктов
(или  продуктов  их  трансформации)  в  почвах  и  грунтах,  донных
отложениях водных объектов, при котором:
     исключается  возможность  поступления  нефти  и нефтепродуктов
(или   продуктов  их  трансформации)  в  сопредельные  среды  и  на
сопредельные территории;
     допускается  использование  земельных участков по их основному
целевому  назначению  (с  возможными  ограничениями)  или  вводится
режим         консервации,         обеспечивающий        достижение
санитарно-гигиенических  нормативов  содержания  в  почве  нефти  и
нефтепродуктов   (или   продуктов   их   трансформации)   или  иных
установленных   в   соответствии   с  законодательством  Российской
Федерации  нормативов  в  процессе  самовосстановления  почвы  (без
проведения дополнительных специальных ресурсоемких мероприятий);
     обеспечивается   возможность   целевого  использования  водных
объектов без введения ограничений.
     9. При   обнаружении   загрязнения  нефтью  и  нефтепродуктами
объектов  окружающей  природной  среды,  произошедшего в результате
хозяйственной  деятельности  прошлых лет, специально уполномоченный
федеральный   орган   исполнительной   власти   в   области  охраны
окружающей среды проводит расследование причин загрязнения.
     Организации,  на территории которых находятся источники такого
загрязнения,   должны   организовать   контроль   и  наблюдение  за
загрязненным  объектом  окружающей  природной среды и его возможным
влиянием   на   объекты   жизнеобеспечения   населения,   а   также
осуществить необходимые мероприятия.
     Работы  по  ликвидации  загрязнения  нефтью  и нефтепродуктами
объектов  окружающей  природной  среды,  произошедшего в результате
хозяйственной    деятельности   прошлых   лет,   осуществляются   в
соответствии   с   проектами  (программами)  рекультивации  земель,
восстановления   объектов   окружающей  природной  среды,  имеющими
положительное    заключение    государственной    экологической   и
санитарно-эпидемиологической    экспертизы    в    соответствии   с
законодательством Российской Федерации.
     10. Сбор    и   обмен   информацией   о   разливах   нефти   и
нефтепродуктов,   а  также  своевременное  оповещение  населения  о
связанных   с   ними   чрезвычайных   ситуациях   осуществляются  в
соответствии  с  Порядком  сбора  и  обмена  в Российской Федерации
информацией   в   области   защиты   населения   и   территорий  от
чрезвычайных   ситуаций   природного   и   техногенного  характера,
утвержденным  постановлением  Правительства Российской Федерации от
24 марта   1997 г.   N 334  (Собрание  законодательства  Российской
Федерации, 1997, N 13, ст. 1545).
     11. Отчет  о  завершении  работ по ликвидации разливов нефти и
нефтепродуктов,  а  также  предложения  по  реабилитации территорий
(акваторий)   и   других   загрязненных  объектов  подготавливаются
комиссиями  по  чрезвычайным ситуациям с участием при необходимости
территориальных  органов Министерства Российской Федерации по делам
гражданской    обороны,   чрезвычайным   ситуациям   и   ликвидации
последствий  стихийных бедствий, Министерства транспорта Российской
Федерации,   Министерства   здравоохранения  Российской  Федерации,
Министерства  природных ресурсов Российской Федерации, Министерства
сельского  хозяйства  Российской  Федерации, Федерального горного и
промышленного  надзора России, Государственного комитета Российской
Федерации   по   рыболовству,  Министерства  энергетики  Российской
Федерации  и  Федеральной  службы  России  по  гидрометеорологии  и
мониторингу  окружающей среды. Отчет и предложения представляются в
указанные  федеральные  органы  исполнительной  власти,  а  также в
орган   исполнительной   власти   субъекта  (субъектов)  Российской
Федерации,  на территории которого (которых) произошел разлив нефти
и нефтепродуктов.


                          _______________



     УТВЕРЖДЕНЫ
     постановлением Правительства
     Российской Федерации
     от 15 апреля 2002 г.
     N 240


     Изменения и дополнения, которые вносятся в постановление
  Правительства Российской Федерации от 21 августа 2000 г. N 613
        "О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации
            аварийных разливов нефти и нефтепродуктов"

     1. В  пункте 3 слова: "в 3-месячный срок"  исключить, а слова:
"осуществляющих  добычу,  переработку,  транспортировку  и хранение
нефти  и нефтепродуктов" заменить словами: "осуществляющих разведку
месторождений,  добычу нефти, а также переработку, транспортировку,
хранение нефти и нефтепродуктов".
     2. В    Основных    требованиях   к   разработке   планов   по
предупреждению    и   ликвидации   аварийных   разливов   нефти   и
нефтепродуктов, утвержденных указанным постановлением:
     а) пункт 2 дополнить абзацем следующего содержания:
     "стационарные   объекты  хранения  нефти  и  нефтепродуктов  -
100 процентов    объема   максимальной   емкости   одного   объекта
хранения";
     б) пункт 3 изложить в следующей редакции:
     "3. Разливы   нефти   и  нефтепродуктов  классифицируются  как
чрезвычайные    ситуации   и   ликвидируются   в   соответствии   с
законодательством Российской Федерации.
     В   зависимости   от   объема   и   площади  разлива  нефти  и
нефтепродуктов  на  местности,  во внутренних пресноводных водоемах
выделяются чрезвычайные ситуации следующих категорий:
     локального  значения  - разлив от нижнего уровня разлива нефти
и    нефтепродуктов    (определяется    специально   уполномоченным
федеральным   органом   исполнительной   власти  в  области  охраны
окружающей  среды) до 100 тонн нефти и нефтепродуктов на территории
объекта;
     муниципального  значения  -  разлив от 100 до 500 тонн нефти и
нефтепродуктов  в  пределах административной границы муниципального
образования   либо  разлив  до  100 тонн  нефти  и  нефтепродуктов,
выходящий за пределы территории объекта;
     территориального  значения  - разлив от 500 до 1000 тонн нефти
и  нефтепродуктов  в  пределах  административной  границы  субъекта
Российской  Федерации  либо  разлив  от  100  до  500 тонн  нефти и
нефтепродуктов,   выходящий  за  пределы  административной  границы
муниципального образования;
     регионального  значения  - разлив от 1000 до 5000 тонн нефти и
нефтепродуктов   либо   разлив   от   500   до  1000 тонн  нефти  и
нефтепродуктов,   выходящий  за  пределы  административной  границы
субъекта Российской Федерации;
     федерального   значения  -  разлив  свыше  5000 тонн  нефти  и
нефтепродуктов  либо  разлив нефти и нефтепродуктов вне зависимости
от  объема, выходящий за пределы государственной границы Российской
Федерации,  а  также  разлив  нефти и нефтепродуктов, поступающий с
территорий сопредельных государств (трансграничного значения).
     В  зависимости  от  объема  разлива  нефти и нефтепродуктов на
море выделяются чрезвычайные ситуации следующих категорий:
     локального  значения  - разлив от нижнего уровня разлива нефти
и    нефтепродуктов    (определяется    специально   уполномоченным
федеральным   органом   исполнительной   власти  в  области  охраны
окружающей среды) до 500 тонн нефти и нефтепродуктов;
     регионального  значения  -  разлив от 500 до 5000 тонн нефти и
нефтепродуктов;
     федерального   значения  -  разлив  свыше  5000 тонн  нефти  и
нефтепродуктов.
     Исходя  из  местоположения  разлива  и  гидрометеорологических
условий категория чрезвычайной ситуации может быть повышена";
     в) в пункте 6:
     в    абзаце    третьем    слова:    "осуществляющими   добычу,
транспортировку,  переработку  и  хранение  нефти и нефтепродуктов"
заменить  словами:  "осуществляющими разведку месторождений, добычу
нефти,  а  также  переработку,  транспортировку,  хранение  нефти и
нефтепродуктов";
     дополнить пункт абзацем следующего содержания:
     "Требования    к   разработке   и   согласованию   планов   по
предупреждению  и  ликвидации  разливов  нефти  и нефтепродуктов на
территории   Российской   Федерации,   определяемые   Министерством
Российской  Федерации  по  делам  гражданской обороны, чрезвычайным
ситуациям    и    ликвидации    последствий   стихийных   бедствий,
согласовываются  с  федеральными  органами  исполнительной  власти,
осуществляющими   регулирование   деятельности   в  соответствующей
сфере";
     г) пункт 7 изложить в следующей редакции:
     "7. Отчет  о  проведении  работ по ликвидации разливов нефти и
нефтепродуктов должен содержать следующие сведения:
     причина и обстоятельства разливов нефти и нефтепродуктов;
     описание  и  оценка действий органов управления при устранении
источника  утечки,  локализации  и  ликвидации последствий разливов
нефти и нефтепродуктов;
     оценка  эффективности  сил  и специальных технических средств,
применяемых   в   ходе   работ   по  ликвидации  разливов  нефти  и
нефтепродуктов;
     затраты  на  проведение  работ  по ликвидации разливов нефти и
нефтепродуктов,  включая  расходы  на локализацию, сбор, утилизацию
нефти и нефтепродуктов и последующую реабилитацию территории;
     расходы   на   возмещение  (компенсацию)  ущерба,  нанесенного
водным биологическим ресурсам;
     уровень  остаточного  загрязнения территорий (акваторий) после
выполнения работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;
     состояние  технологического  оборудования организации, наличие
предписаний   надзорных   органов  об  устранении  недостатков  его
технического   состояния,  нарушений  норм  и  правил  промышленной
безопасности;
     предложения    по   дополнительному   оснащению   формирований
(подразделений)        организации        и        профессиональных
аварийно-спасательных формирований (служб).
     Указанный   отчет   с  приложением  к  нему  необходимых  карт
(планов),   расчетов,   графиков,   других   справочных  материалов
хранится  в  соответствующих комиссиях по чрезвычайным ситуациям не
менее пяти лет".


                          _______________