ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
от 15 апреля 2002 г. N 240
г. Москва
О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации
разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации
(В редакции Постановления Правительства Российской Федерации
от 14.11.2014 г. N 1188)
В целях обеспечения эффективности мероприятий по
предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на
территории Российской Федерации Правительство Российской Федерации
п о с т а н о в л я е т:
1. Утвердить прилагаемые:
Правила организации мероприятий по предупреждению и
ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории
Российской Федерации;
изменения и дополнения, которые вносятся в постановление
Правительства Российской Федерации от 21 августа 2000 г. N 613
"О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных
разливов нефти и нефтепродуктов" (Собрание законодательства
Российской Федерации, 2000, N 35, ст. 3582).
2. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов
Российской Федерации создавать реестры загрязненных нефтью и
нефтепродуктами территорий и водных объектов с целью определения
размеров ущерба и потенциальной опасности этих загрязнений для
населения и окружающей природной среды.
3. Настоящее постановление не применяется в случае разливов
нефти и нефтепродуктов во внутренних морских водах и в
территориальном море. (Дополнен - Постановление Правительства
Российской Федерации от 14.11.2014 г. N 1188)
Председатель Правительства
Российской Федерации М.Касьянов
__________________________
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 15 апреля 2002 г.
N 240
ПРАВИЛА
организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов
нефти и нефтепродуктов на территории
Российской Федерации
1. Настоящие Правила, разработанные в соответствии с
нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе с
международными договорами Российской Федерации, устанавливают
требования к организации мероприятий по предупреждению и
ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (далее именуются -
мероприятия), направленных на снижение их негативного воздействия
на жизнедеятельность населения и окружающую природную среду.
Организация мероприятий производится федеральными органами
исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, органами местного самоуправления и
организациями, осуществляющими разведку месторождений, добычу
нефти, а также переработку, транспортировку и хранение нефти и
нефтепродуктов (далее именуются - организации).
2. В организациях, имеющих опасные производственные объекты,
для осуществления мероприятий должен быть план по предупреждению и
ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (далее именуется -
план), разработанный и согласованный в установленном порядке в
соответствии с предъявляемыми требованиями к разработке и
согласованию планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти
и нефтепродуктов на территории Российской Федерации.
3. Перечень организаций (согласно их отраслевой
принадлежности) утверждается федеральным органом исполнительной
власти по согласованию с Министерством Российской Федерации по
делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий по согласованию с Министерством
природных ресурсов Российской Федерации и Федеральным горным и
промышленным надзором России.
4. Организации обязаны:
создавать собственные формирования (подразделения) для
ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, проводить аттестацию
указанных формирований в соответствии с законодательством
Российской Федерации, оснащать их специальными техническими
средствами или заключать договоры с профессиональными
аварийно-спасательными формированиями (службами), выполняющими
работы по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, имеющими
соответствующие лицензии и (или) аттестованными в установленном
порядке;
немедленно оповещать в установленном порядке соответствующие
органы государственной власти и органы местного самоуправления о
фактах разливов нефти и нефтепродуктов и организовывать работу по
их локализации и ликвидации;
иметь резервы финансовых средств и материально-технических
ресурсов для локализации и ликвидации разливов нефти и
нефтепродуктов;
обучать работников способам защиты и действиям в чрезвычайных
ситуациях, связанных с разливами нефти и нефтепродуктов;
содержать в исправном состоянии технологическое оборудование,
заблаговременно проводить инженерно-технические мероприятия,
направленные на предотвращение возможных разливов нефти и
нефтепродуктов и (или) снижение масштабов опасности их
последствий;
принимать меры по охране жизни и здоровья работников в случае
разлива нефти и нефтепродуктов;
разрабатывать декларацию промышленной безопасности опасных
производственных объектов;
организовывать и осуществлять производственный контроль за
соблюдением требований промышленной безопасности на опасном
производственном объекте;
проводить корректировку планов при изменении исходных данных;
допускать к работе на опасном производственном объекте лиц,
удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не
имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе;
иметь в случаях, предусмотренных законодательством Российской
Федерации, лицензию на эксплуатацию опасного производственного
объекта;
создавать и поддерживать в готовности системы обнаружения
разливов нефти и нефтепродуктов, а также системы связи и
оповещения.
5. С целью определения необходимого состава сил и специальных
технических средств на проведение мероприятий организациями
осуществляется прогнозирование последствий разливов нефти и
нефтепродуктов и обусловленных ими вторичных чрезвычайных
ситуаций. Прогнозирование осуществляется относительно последствий
максимально возможных разливов нефти и нефтепродуктов на основании
оценки риска с учетом неблагоприятных гидрометеорологических
условий, времени года, суток, рельефа местности, экологических
особенностей и характера использования территорий (акваторий).
Целью прогнозирования является определение:
возможных масштабов разливов нефти и нефтепродуктов, степени
их негативного влияния на население и объекты его
жизнеобеспечения, на объекты производственной и социальной сферы,
а также на объекты окружающей природной среды;
границ районов повышенной опасности возможных разливов нефти
и нефтепродуктов;
последовательности, сроков и наиболее эффективных способов
выполнения работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.
6. Планирование действий по ликвидации разливов нефти и
нефтепродуктов и доведению остаточного содержания углеводородов в
окружающей природной среде до допустимого уровня, отвечающего
соответствующим природно-климатическим и иным особенностям
территорий, целевому назначению и виду использования земель,
водных объектов, участков лесного фонда, иных природных объектов,
осуществляется на основе результатов прогнозирования последствий
максимально возможного разлива нефти и нефтепродуктов, данных о
составе имеющихся на объекте сил и специальных технических
средств, а также данных о профессиональных аварийно-спасательных
формированиях (службах), привлекаемых для ликвидации разливов.
Целью планирования действий по ликвидации разливов нефти и
нефтепродуктов является определение необходимого состава сил и
специальных технических средств для локализации разливов в сроки,
указанные в пункте 7 настоящих Правил, а также для организации
последующих работ по их ликвидации.
7. При поступлении сообщения о разливе нефти и нефтепродуктов
время локализации разлива не должно превышать 4 часов - при
разливе в акватории, 6 часов - при разливе на почве с момента
обнаружения разлива нефти и нефтепродуктов или с момента
поступления информации о разливе.
Руководство работами по локализации и ликвидации разливов
нефти и нефтепродуктов осуществляется комиссиями по чрезвычайным
ситуациям, а на море также отраслевыми специализированными
органами управления. Эти работы проводятся круглосуточно в любую
погоду (на море - при допустимых навигационных и
гидрометеорологических условиях). Смена состава формирований
(подразделений), создаваемых организациями, проводится
непосредственно на рабочих местах.
Для уточнения масштабов разливов нефти и нефтепродуктов,
сложившейся обстановки и прогнозирования ее развития создаются
оперативные группы специалистов соответствующего профиля.
При разливах нефти и нефтепродуктов, приобретающих
региональное и федеральное значение, Министр Российской Федерации
по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий вправе принять решение о созыве
Межведомственной комиссии по предупреждению и ликвидации
чрезвычайных ситуаций.
8. Мероприятия считаются завершенными после обязательного
выполнения следующих этапов:
прекращение сброса нефти и нефтепродуктов;
сбор разлившихся нефти и нефтепродуктов до максимально
достижимого уровня, обусловленного техническими характеристиками
используемых специальных технических средств;
размещение собранных нефти и нефтепродуктов для последующей
их утилизации, исключающее вторичное загрязнение производственных
объектов и объектов окружающей природной среды.
Последующие работы по ликвидации последствий разливов нефти и
нефтепродуктов, реабилитации загрязненных территорий и водных
объектов осуществляются в соответствии с проектами (программами)
рекультивации земель и восстановления водных объектов, имеющими
положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Указанные работы могут считаться завершенными при достижении
допустимого уровня остаточного содержания нефти и нефтепродуктов
(или продуктов их трансформации) в почвах и грунтах, донных
отложениях водных объектов, при котором:
исключается возможность поступления нефти и нефтепродуктов
(или продуктов их трансформации) в сопредельные среды и на
сопредельные территории;
допускается использование земельных участков по их основному
целевому назначению (с возможными ограничениями) или вводится
режим консервации, обеспечивающий достижение
санитарно-гигиенических нормативов содержания в почве нефти и
нефтепродуктов (или продуктов их трансформации) или иных
установленных в соответствии с законодательством Российской
Федерации нормативов в процессе самовосстановления почвы (без
проведения дополнительных специальных ресурсоемких мероприятий);
обеспечивается возможность целевого использования водных
объектов без введения ограничений.
9. При обнаружении загрязнения нефтью и нефтепродуктами
объектов окружающей природной среды, произошедшего в результате
хозяйственной деятельности прошлых лет, специально уполномоченный
федеральный орган исполнительной власти в области охраны
окружающей среды проводит расследование причин загрязнения.
Организации, на территории которых находятся источники такого
загрязнения, должны организовать контроль и наблюдение за
загрязненным объектом окружающей природной среды и его возможным
влиянием на объекты жизнеобеспечения населения, а также
осуществить необходимые мероприятия.
Работы по ликвидации загрязнения нефтью и нефтепродуктами
объектов окружающей природной среды, произошедшего в результате
хозяйственной деятельности прошлых лет, осуществляются в
соответствии с проектами (программами) рекультивации земель,
восстановления объектов окружающей природной среды, имеющими
положительное заключение государственной экологической и
санитарно-эпидемиологической экспертизы в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
10. Сбор и обмен информацией о разливах нефти и
нефтепродуктов, а также своевременное оповещение населения о
связанных с ними чрезвычайных ситуациях осуществляются в
соответствии с Порядком сбора и обмена в Российской Федерации
информацией в области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера,
утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от
24 марта 1997 г. N 334 (Собрание законодательства Российской
Федерации, 1997, N 13, ст. 1545).
11. Отчет о завершении работ по ликвидации разливов нефти и
нефтепродуктов, а также предложения по реабилитации территорий
(акваторий) и других загрязненных объектов подготавливаются
комиссиями по чрезвычайным ситуациям с участием при необходимости
территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам
гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий, Министерства транспорта Российской
Федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации,
Министерства природных ресурсов Российской Федерации, Министерства
сельского хозяйства Российской Федерации, Федерального горного и
промышленного надзора России, Государственного комитета Российской
Федерации по рыболовству, Министерства энергетики Российской
Федерации и Федеральной службы России по гидрометеорологии и
мониторингу окружающей среды. Отчет и предложения представляются в
указанные федеральные органы исполнительной власти, а также в
орган исполнительной власти субъекта (субъектов) Российской
Федерации, на территории которого (которых) произошел разлив нефти
и нефтепродуктов.
_______________
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 15 апреля 2002 г.
N 240
Изменения и дополнения, которые вносятся в постановление
Правительства Российской Федерации от 21 августа 2000 г. N 613
"О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации
аварийных разливов нефти и нефтепродуктов"
1. В пункте 3 слова: "в 3-месячный срок" исключить, а слова:
"осуществляющих добычу, переработку, транспортировку и хранение
нефти и нефтепродуктов" заменить словами: "осуществляющих разведку
месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку,
хранение нефти и нефтепродуктов".
2. В Основных требованиях к разработке планов по
предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и
нефтепродуктов, утвержденных указанным постановлением:
а) пункт 2 дополнить абзацем следующего содержания:
"стационарные объекты хранения нефти и нефтепродуктов -
100 процентов объема максимальной емкости одного объекта
хранения";
б) пункт 3 изложить в следующей редакции:
"3. Разливы нефти и нефтепродуктов классифицируются как
чрезвычайные ситуации и ликвидируются в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
В зависимости от объема и площади разлива нефти и
нефтепродуктов на местности, во внутренних пресноводных водоемах
выделяются чрезвычайные ситуации следующих категорий:
локального значения - разлив от нижнего уровня разлива нефти
и нефтепродуктов (определяется специально уполномоченным
федеральным органом исполнительной власти в области охраны
окружающей среды) до 100 тонн нефти и нефтепродуктов на территории
объекта;
муниципального значения - разлив от 100 до 500 тонн нефти и
нефтепродуктов в пределах административной границы муниципального
образования либо разлив до 100 тонн нефти и нефтепродуктов,
выходящий за пределы территории объекта;
территориального значения - разлив от 500 до 1000 тонн нефти
и нефтепродуктов в пределах административной границы субъекта
Российской Федерации либо разлив от 100 до 500 тонн нефти и
нефтепродуктов, выходящий за пределы административной границы
муниципального образования;
регионального значения - разлив от 1000 до 5000 тонн нефти и
нефтепродуктов либо разлив от 500 до 1000 тонн нефти и
нефтепродуктов, выходящий за пределы административной границы
субъекта Российской Федерации;
федерального значения - разлив свыше 5000 тонн нефти и
нефтепродуктов либо разлив нефти и нефтепродуктов вне зависимости
от объема, выходящий за пределы государственной границы Российской
Федерации, а также разлив нефти и нефтепродуктов, поступающий с
территорий сопредельных государств (трансграничного значения).
В зависимости от объема разлива нефти и нефтепродуктов на
море выделяются чрезвычайные ситуации следующих категорий:
локального значения - разлив от нижнего уровня разлива нефти
и нефтепродуктов (определяется специально уполномоченным
федеральным органом исполнительной власти в области охраны
окружающей среды) до 500 тонн нефти и нефтепродуктов;
регионального значения - разлив от 500 до 5000 тонн нефти и
нефтепродуктов;
федерального значения - разлив свыше 5000 тонн нефти и
нефтепродуктов.
Исходя из местоположения разлива и гидрометеорологических
условий категория чрезвычайной ситуации может быть повышена";
в) в пункте 6:
в абзаце третьем слова: "осуществляющими добычу,
транспортировку, переработку и хранение нефти и нефтепродуктов"
заменить словами: "осуществляющими разведку месторождений, добычу
нефти, а также переработку, транспортировку, хранение нефти и
нефтепродуктов";
дополнить пункт абзацем следующего содержания:
"Требования к разработке и согласованию планов по
предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на
территории Российской Федерации, определяемые Министерством
Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным
ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий,
согласовываются с федеральными органами исполнительной власти,
осуществляющими регулирование деятельности в соответствующей
сфере";
г) пункт 7 изложить в следующей редакции:
"7. Отчет о проведении работ по ликвидации разливов нефти и
нефтепродуктов должен содержать следующие сведения:
причина и обстоятельства разливов нефти и нефтепродуктов;
описание и оценка действий органов управления при устранении
источника утечки, локализации и ликвидации последствий разливов
нефти и нефтепродуктов;
оценка эффективности сил и специальных технических средств,
применяемых в ходе работ по ликвидации разливов нефти и
нефтепродуктов;
затраты на проведение работ по ликвидации разливов нефти и
нефтепродуктов, включая расходы на локализацию, сбор, утилизацию
нефти и нефтепродуктов и последующую реабилитацию территории;
расходы на возмещение (компенсацию) ущерба, нанесенного
водным биологическим ресурсам;
уровень остаточного загрязнения территорий (акваторий) после
выполнения работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;
состояние технологического оборудования организации, наличие
предписаний надзорных органов об устранении недостатков его
технического состояния, нарушений норм и правил промышленной
безопасности;
предложения по дополнительному оснащению формирований
(подразделений) организации и профессиональных
аварийно-спасательных формирований (служб).
Указанный отчет с приложением к нему необходимых карт
(планов), расчетов, графиков, других справочных материалов
хранится в соответствующих комиссиях по чрезвычайным ситуациям не
менее пяти лет".
_______________