ИННОВАЦИИ В ТЭК проект Минэнерго России Личный кабинет

Постановление Правительства Российской Федерации № 1425 от 07.12.96 г.

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                     П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

                    от 7 декабря 1996 г. N 1425
                             г. Москва


          Об утверждении Положения об округах санитарной
         и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных
            местностей и курортов федерального значения

   (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации
          от 20.12.2002 г. N 909; от 19.07.2006 г. N 449;
          от 15.02.2011 г. N 78; от 04.09.2012 г. N 882;
                      от 05.06.2013 г. N 476)

     Во   исполнение  Федеральных  законов  "О  природных  лечебных
ресурсах,  лечебно-оздоровительных местностях и курортах" (Собрание
законодательства Российской  Федерации,  1995,  N 9, ст. 713) и "Об
особо  охраняемых природных территориях" (Собрание законодательства
Российской    Федерации,   1995,   N 12,  ст. 1024)   Правительство
Российской Федерации  п о с т а н о в л я е т:
     Утвердить   прилагаемое  Положение  об  округах  санитарной  и
горно-санитарной   охраны   лечебно-оздоровительных   местностей  и
курортов федерального значения.


     Председатель Правительства
     Российской Федерации                             В.Черномырдин
     __________________________



     УТВЕРЖДЕНО
     постановлением Правительства
     Российской Федерации
     от 7 декабря 1996 г.
     N 1425


                         П О Л О Ж Е Н И Е
          об округах санитарной и горно-санитарной охраны
               лечебно-оздоровительных местностей и
                  курортов федерального значения

   (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации
          от 20.12.2002 г. N 909; от 19.07.2006 г. N 449;
          от 15.02.2011 г. N 78; от 04.09.2012 г. N 882;
                      от 05.06.2013 г. N 476)

                          Общие положения

     1. Настоящее  Положение определяет порядок организации округов
санитарной   и   горно-санитарной   охраны  лечебно-оздоровительных
местностей  и  курортов  федерального значения и особенности режима
хозяйствования,  проживания  и  природопользования  в  пределах  их
территории.
     2. Лечебно-оздоровительные  местности  и  курорты федерального
значения  в  соответствии  с законодательством Российской Федерации
являются  особо  охраняемыми  природными  территориями.  Для охраны
этих   местностей   и   курортов   создаются  округа  санитарной  и
горно-санитарной     охраны     с     регламентированным    режимом
хозяйствования,  проживания  и  природопользования,  обеспечивающим
сохранение  природных  лечебных ресурсов и защиту их от загрязнения
и преждевременного истощения.
     3. Округа  санитарной охраны устанавливаются для климатических
лечебно-оздоровительных    местностей   и   курортов   федерального
значения,  если  их  природные  лечебные  факторы  не  относятся  к
недрам.
     4. Округа горно-санитарной охраны устанавливаются, если:
     в    лечебно-оздоровительных    местностях   и   на   курортах
федерального  значения  в  комплексе  природных  лечебных  факторов
имеются  объекты,  относящиеся к недрам (минеральные воды, лечебные
грязи   и   другие  полезные  ископаемые,  отнесенные  к  категории
лечебных);
     лечебно-оздоровительная   местность  или  курорт  федерального
значения  находится  в  районе с повышенной сейсмичностью, развитым
карстом  или  в районе, где происходят оползневые, селевые и другие
процессы.
     5. В пределах  округов  санитарной  и  горно-санитарной охраны
защите подлежат следующие природные ресурсы (объекты):
     месторождения    минеральных    вод    (или    их    участки),
предназначенных  для  использования  в  лечебных  целях  на месте и
розлива;
     месторождения    лечебных    грязей,    предназначенных    для
использования в лечебных целях на месте и расфасовки;
     месторождения   природных   газов  и  пара,  имеющих  лечебное
значение;
     месторождения   других   полезных   ископаемых,  отнесенных  к
категории  лечебных  (бишофит,  нафталан,  озокерит,  глины, соли и
другие);
     лечебный климат;
     рапа лиманов и озер;
     акватории   морей,   озер,   рек  и  других  водных  объектов,
предназначенные для отдыха и лечебно-оздоровительных целей;
     пляжи   водных   объектов  и  прилегающие  к  ним  территории,
используемые для лечебных процедур на воздухе;
     леса,  лесопарки, курортные парки и другие зеленые насаждения,
имеющие     лечебно-оздоровительные    свойства    и    выполняющие
санитарно-гигиенические функции;
     участки   территорий   лечебно-оздоровительных   местностей  и
курортов  федерального значения, занимаемые зданиями и сооружениями
санаторно-курортных     учреждений     и     предназначенные    для
санаторно-курортного строительства.
     6. В пределах  округов  санитарной  и  горно-санитарной охраны
экологическое  и  санитарно-эпидемиологическое состояние объектов и
природных  ресурсов,  не  отнесенных к лечебным ресурсам (источники
хозяйственно-питьевого   водоснабжения,   почвы,  недра,  воздушный
бассейн,   поверхностные   водоемы   и   другие   объекты),  должно
соответствовать законодательству Российской Федерации.
     7. Территория  и  режим  округов санитарной и горно-санитарной
охраны   учитываются  при  разработке  территориальных  комплексных
схем,   схем  функционального  зонирования,  схем  землеустройства,
проектов   районной   планировки   и  генеральных  планов  развития
территорий.

             Разработка проектов округов санитарной и
    горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей
                 и курортов федерального значения

     8.    Разработка    проектов    округов    санитарной   охраны
лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения
производится  организациями  по заданиям заказчика, согласованным с
Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и органом
исполнительной  власти  субъекта  Российской  Федерации, а проектов
округов  горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей
и  курортов  федерального значения - также с Федеральной службой по
экологическому,  технологическому  и  атомному надзору, при наличии
санитарно-эпидемиологического  заключения о соответствии выбранного
участка   требованиям   санитарного   законодательства,   выданного
Федеральной  службой  по надзору в сфере защиты прав потребителей и
благополучия человека. (В   редакции   Постановления  Правительства
Российской Федерации от 19.07.2006 г. N 449)
     9.  Проект  округа  санитарной  охраны лечебно-оздоровительной
местности   и   курорта  федерального  значения  согласовывается  с
Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и органом
исполнительной  власти  субъекта  Российской  Федерации,  а  проект
округа  горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительной местности и
курорта  федерального  значения  -  также  с Федеральной службой по
экологическому,  технологическому  и  атомному  надзору при наличии
санитарно-эпидемиологического  заключения  о  соответствии  проекта
требованиям  санитарного  законодательства,  выданного  Федеральной
службой  по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия
человека. (В   редакции   Постановления   Правительства  Российской
Федерации от 19.07.2006 г. N 449)

       Границы и режим округов санитарной и горно-санитарной
       охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов
                       федерального значения

     10. На   территориях  округов  санитарной  и  горно-санитарной
охраны  лечебно-оздоровительных  местностей и курортов федерального
значения    устанавливается   режим   хозяйственной   деятельности,
запрещающий  всякие  работы,  загрязняющие  почву,  воду  и воздух,
наносящие  ущерб  лесам,  зеленым  насаждениям,  ведущие к развитию
эрозионных  процессов и отрицательно влияющие на природные лечебные
ресурсы   и   санитарное   и  экологическое  состояние  территорий.
Указанный    режим    должен   также   предусматривать   выполнение
санитарно-оздоровительных, природоохранных и других мероприятий.
     11. Округа  санитарной  и  горно-санитарной  охраны включают в
себя   территории  лечебно-оздоровительных  местностей  и  курортов
федерального      значения.     Для     компактно     расположенных
лечебно-оздоровительных    местностей   и   курортов   федерального
значения,  представляющих  собой  единый  курортный регион (район),
может  быть  установлен  общий округ. Округ горно-санитарной охраны
также  может быть установлен для территории отдельно расположенного
природного    объекта,   имеющего   лечебное   значение   (источник
минеральных  вод,  месторождение лечебных грязей и другие). Внешний
контур  округа  санитарной  или  горно-санитарной  охраны  является
границей  лечебно-оздоровительной  местности,  курорта федерального
значения, курортного региона (района).
     В    составе    округа    выделяется    до   трех   зон.   Для
лечебно-оздоровительных    местностей   и   курортов   федерального
значения,  не  имеющих  на  своей территории гидроминеральной базы,
месторождений   лечебных   грязей   и   других  природных  лечебных
ресурсов,  требующих  строгой  охраны,  количество  зон  может быть
сокращено     до     двух     (второй    и    третьей),    а    для
лечебно-оздоровительных   местностей,  которые  представляют  собой
незаселенные  и  неосвоенные территории, -  до одной (второй) зоны.
Округа       санитарной       и       горно-санитарной       охраны
лечебно-оздоровительных    местностей   и   курортов   федерального
значения,  имеющие  в  своем  составе  одну  (вторую) зону, по мере
освоения  территории  в курортных целях корректируются с выделением
в их пределах третьей зоны.
     Для  отдельно расположенных природных объектов (высокодебитных
восходящих  источников,  скважин, грязевых сопок и других), имеющих
высокую  степень естественной защищенности, может быть организована
одна  (первая)  зона.  Для  указанных  объектов, не имеющих высокой
степени    защищенности,    выделяются   первая,   вторая   и   при
необходимости третья зоны округа горно-санитарной охраны.
     12. Режим   первой   зоны  устанавливается  для  месторождений
минеральных  вод  (для скважин, источников), месторождений лечебных
грязей,  месторождений  других  полезных ископаемых, используемых в
лечебных  целях,  а  также  для  оборудованных  лечебных  пляжей  и
прилегающих к ним акваторий.
     На   территории   первой   зоны   запрещаются   проживание   и
осуществление    всех    видов   хозяйственной   деятельности,   за
исключением  работ,  связанных  с  исследованием  и  использованием
природных  ресурсов  в лечебных и оздоровительных целях при условии
применения экологически безопасных и рациональных технологий.
     На  указанной территории разрешается осуществление связанных с
эксплуатацией  природных лечебных ресурсов горных и земляных работ,
строительства  сооружений  (каптажей, надкаптажных зданий, насосных
станций,   трубопроводов,   резервуаров),   допускается  размещение
питьевых  галерей  и бюветов, эстакад и других устройств для добычи
минеральных  вод и лечебных грязей, выполнение берегоукрепительных,
противооползневых  и противоэрозионных работ, а также строительство
и   ремонт   средств  связи  и  парковых  сооружений  методами,  не
наносящими ущерба природным лечебным ресурсам.
     В  пределах  первой  зоны,  установленной для защиты лечебного
пляжа,    допускается    строительство    пляжных    сооружений   с
централизованными  системами  водоснабжения  и  канализации.  Режим
работы  питьевых  галерей  и  бюветов,  размещенных  в первой зоне,
допускает их посещение в лечебных целях.
     Для  скважин, источников и других очагов разгрузки минеральных
вод  границы  первой  зоны устанавливаются в зависимости от степени
естественной  защищенности месторождения, но на расстоянии не менее
15 метров от оголовка скважины или контура очага разгрузки.
     Для   месторождений   лечебных   грязей  границы  первой  зоны
устанавливаются   в   зависимости   от   естественной  защищенности
месторождения,   его   типа   и   гидрологического  режима,  но  на
расстоянии  не  менее  25 метров  от  нулевых  границ залежи или от
линии максимального многолетнего уровня водоема.
     Для  лечебных  пляжей,  выделенных с учетом геоморфологических
элементов  и расчетных норм, а также для акваторий, предназначенных
для  лечебных  купаний,  границы  первой  зоны  устанавливаются  на
расстоянии  не менее 100 метров от контура пляжа по суше и не менее
300  метров от линии уреза воды по акватории водного объекта, а при
ширине  водного объекта менее  300 метров - по его противоположному
берегу.
     13. Режим   второй  зоны  устанавливается  для  территории,  с
которой   происходит   сток   поверхностных   и   грунтовых  вод  к
месторождениям  лечебных  грязей,  минеральным  озерам  и  лиманам,
пляжам,  местам неглубокого залегания незащищенных минеральных вод,
для   естественных  и  искусственных  хранилищ  минеральных  вод  и
лечебных  грязей, парков, лесопарков и других зеленых насаждений, а
также   для   территорий,   занимаемых   зданиями   и  сооружениями
санаторно-курортных     учреждений     и     предназначенных    для
санаторно-курортного строительства.
     На  территории  второй  зоны запрещаются размещение объектов и
сооружений,  не  связанных  непосредственно с созданием и развитием
сферы  курортного  лечения  и  отдыха,  а  также  проведение работ,
загрязняющих  окружающую  природную  среду и приводящих к истощению
природных лечебных ресурсов, в том числе:
     строительство  новых  и  расширение  действующих  промышленных
объектов,   производство   горных  и  других  работ,  не  связанных
непосредственно  с  освоением  лечебно-оздоровительной местности, а
также с развитием и благоустройством курорта;
     строительство  животноводческих  и птицеводческих комплексов и
ферм, устройство навозохранилищ;
     размещение   складов  ядохимикатов,  минеральных  удобрений  и
горюче-смазочных материалов;
     строительство транзитных автомобильных дорог;
     размещение    коллективных    стоянок    автотранспорта    без
соответствующей  системы  очистки  от твердых отходов, отработанных
масел и сточных вод;
     строительство   жилых   домов,   организация   и  обустройство
садово-огороднических  участков  и палаточных туристических стоянок
без централизованных систем водоснабжения и канализации;
     размещение кладбищ и скотомогильников;
     устройство  поглощающих  колодцев,  полей  орошения, подземной
фильтрации и накопителей сточных вод;
     складирование    и   захоронение   промышленных,   бытовых   и
сельскохозяйственных отходов;
     массовый  прогон  и выпас скота (кроме пастбищ, обеспечивающих
организацию кумысолечения);
     использование   минеральных   удобрений   и  навозных  стоков,
применение   ядохимикатов   при  борьбе  с  вредителями,  болезнями
растений  и  сорняками,  использование  химических методов борьбы с
эвтрофикацией водоемов;
     сброс   сточных   и  дренажных  вод  в  водные  объекты    (за
исключением  сброса  очищенных  вод через специальные глубоководные
выпуски),   а   также  другие  виды  водопользования,  отрицательно
влияющие на санитарное и экологическое состояние этих объектов;
     вырубка  зеленых  насаждений,  кроме  рубок  ухода  за лесом и
санитарных   рубок,  и  другое  использование  земельных  участков,
лесных  угодий  и  водоемов,  которое  может  привести  к ухудшению
качества  или  уменьшению  количества  природных  лечебных ресурсов
лечебно-оздоровительной местности и курорта федерального значения.
     При  массовом распространении опасных и карантинных вредителей
и   болезней   растений  в  парках,  лесопарках  и  других  зеленых
насаждениях  разрешается  применение  по  согласованию  с  органами
санитарно-эпидемиологического  надзора  нетоксичных  для человека и
быстро  разлагающихся  в  природной  среде ядохимикатов при условии
выполнения этой работы специализированными организациями.
     Границы второй зоны устанавливаются:
     для  месторождений  минеральных  вод с учетом геоструктурных и
гидрогеологических условий территории;
     для   месторождений   лечебных   грязей   по  линии  ближайших
водоразделов поверхностного и грунтового стоков;
     для  других  месторождений  полезных  ископаемых, отнесенных к
категории  лечебных,  с  учетом геоструктурных и геоморфологических
особенностей их залегания;
     для  природных  лечебных  факторов, не относящихся к недрам, с
учетом   рельефа   и   ландшафта  местности,  розы  ветров,  других
возможных  природных особенностей, а также с учетом соответствующих
нормативных документов.
     При  необходимости  границы  второй  зоны могут обосновываться
гидродинамическими и другими расчетами.
     14. Режим  третьей зоны устанавливается для ближайших областей
питания  и участков разгрузки минеральных вод, водосборных площадей
месторождений   лечебных   грязей,  месторождений  других  полезных
ископаемых,   отнесенных   к   категории   лечебных,  а  также  для
территорий,  обеспечивающих  защиту  природных лечебных ресурсов от
неблагоприятного техногенного воздействия.
     На  территории третьей зоны вводятся ограничения на размещение
промышленных  и сельскохозяйственных объектов и сооружений, а также
на   осуществление   хозяйственной  деятельности,  сопровождающейся
загрязнением   окружающей   природной   среды,  природных  лечебных
ресурсов  и  их  истощением.   Допускаются  только  те  виды работ,
которые  не  окажут  отрицательного  влияния  на природные лечебные
ресурсы  и  санитарное  состояние лечебно-оздоровительной местности
или курорта федерального значения.
     Границы  третьей  зоны  определяются  по совокупности площадей
распространения  всех  природных  лечебных  факторов  и  объектов с
учетом возможного воздействия на них источников загрязнения.
     15. Границы  округа  санитарной  или  горно-санитарной  охраны
совпадают  с  внешними  границами третьей зоны, а при ее отсутствии
или  совпадении  на  отдельных  участках  с  границами  второй либо
первой зоны - с внешними границами этих зон.
     16. Проектируемые    в    пределах    округов   санитарной   и
горно-санитарной    охраны    объекты    подлежат   государственной
экологической    и    санитарно-эпидемиологической   экспертизе   в
установленном порядке.
     17. Развитие   и   застройка  территорий  в  пределах  округов
санитарной  и  горно-санитарной  охраны  осуществляются  в  строгом
соответствии  с  генеральным  планом курорта федерального значения,
утвержденным в установленном порядке.
     18.  Границы  и  режим  округов  санитарной и горно-санитарной
охраны  лечебно-оздоровительных  местностей и курортов федерального
значения   утверждаются   Правительством  Российской  Федерации  по
совместному  представлению  органа  исполнительной  власти субъекта
Российской  Федерации  и  Министерства  здравоохранения  Российской
Федерации. (В   редакции   постановлений  Правительства  Российской
Федерации      от 20.12.2002 г. N 909;      от 19.07.2006 г. N 449;
от 04.09.2012 г. N 882)
     19. В случае,  когда  округ  санитарной  или  горно-санитарной
охраны  лечебно-оздоровительной  местности или курорта федерального
значения  распространяется  на  территории двух или более субъектов
Российской  Федерации,  предложения  по  установлению  его границ и
режима  функционирования  согласовываются в установленном порядке с
соответствующим  органом  исполнительной  власти  каждого  субъекта
Российской Федерации.

         Обеспечение санитарной и горно-санитарной охраны
                лечебно-оздоровительных местностей
                 и курортов федерального значения

     20. Обеспечение    установленного    режима    санитарной    и
горно-санитарной   охраны   лечебно-оздоровительных   местностей  и
курортов федерального значения осуществляют:
     в первой зоне пользователи природных лечебных ресурсов;
     во  второй  и  третьей  зонах  пользователи природных лечебных
ресурсов, землепользователи и проживающие в этих зонах граждане.
     21. Вынесение   на   местность   установленных  границ  округа
санитарной  или горно-санитарной охраны осуществляет орган местного
самоуправления   не   позднее   чем   через   шесть  месяцев  после
утверждения округа.
     Оповещение  физических  и  юридических  лиц  об  установленных
границах  и о режиме, действующем в каждой из зон округа санитарной
или горно-санитарной охраны, производится в установленном порядке.
     22.  Мероприятия  по  контролю  за  разработкой на территориях
лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения
природных  ресурсов,  отнесенных  к  категории полезных ископаемых,
осуществляют   органы   Федеральной   службы   по   экологическому,
технологическому и атомному надзору и Федеральной службы по надзору
в   сфере  природопользования  в  пределах  своей  компетенции.  (В
редакции    постановлений    Правительства   Российской   Федерации
от 20.12.2002 г. N 909;                     от 19.07.2006 г. N 449;
от 05.06.2013 г. N 476)
     23. Государственный надзор  в области  обеспечения  санитарной
или   горно-санитарной   охраны   природных   лечебных    ресурсов,
лечебно-оздоровительных  местностей  и  курортов   на   территориях
лечебно-оздоровительных   местностей   и   курортов    федерального
значения, а также на  объектах,  расположенных  за  пределами  этих
территорий, но оказывающих на них вредное техногенное  воздействие,
осуществляют в пределах своей  компетенции  Федеральная  служба  по
надзору в сфере природопользования при  осуществлении  федерального
государственного экологического надзора  и  Федеральная  служба  по
надзору в сфере защиты прав потребителей  и  благополучия  человека
при       осуществлении        федерального        государственного
санитарно-эпидемиологического надзора. (В   редакции  Постановления
Правительства Российской Федерации от 05.06.2013 г. N 476)


                           ____________